Е. Коблик Птица на нашей эмблеме - краснозобая казарка


Краснозобая казарка. Фото с сайта RSPB: http://www.rspb.org.uk/community/placestovisit/oldhallmarshes/b/weblog/archive/2012/03/23/recent-sightings-23rd-march-2012.aspxПтица на нашей эмблеме - краснозобая казарка

Евгений Коблик, 
член правления РОСИП, кандидат биологических наук, 
старший научный сотрудник Зоологического музея МГУ им. М.В.Ломоносова


Несмотря на необъятные просторы страны, можно по пальцам пересчитать виды птиц, которые размножаются, или вообще обитают только в России. А уж если гнездовой эндемик отличается запоминающейся внешностью, да ещё и встречается редко, в труднодоступной глухомани – его возводят в ранг «национальной гордости». Таков величественный белый журавль – стерх. Такова «жар-птица Севера» - розовая чайка (правда, как выяснилось, она частенько изменяет «исторической родине», гнездясь в Канаде). Такова доверчивая, несмотря на название, амурская дикуша – птица стопроцентно «наша», и на гнездовье и на зимовках (правда китайцы утверждают, что она есть и у них). Но самый известный, поистине «геральдический» пернатый эндемик России – несомненно, краснозобая казарка Branta ruficollis (Pallas, 1769).

«Прелестное дитя» 

Многие представители отряда гусеобразных поражают красотой и гармоничностью своей окраски. Вспомним хотя бы дальневосточную утку-мандаринку, ставшую украшением водоёмов во многих парках Европы и Азии. Не менее декоративны североамериканская каролинская утка, «сибиряк» клоктун, прозванная «арлекином» каменушка, некоторые чирки, пеганки, гаги. Из гусей же первое место на конкурсе красоты уверенно занимает краснозобая казарка. В отличие от уток она не блещет многоцветьем. Но блестяще-чёрный, каштаново-рыжий и белый тона её оперения сочетаются так гармонично, образуют столь тонкий и изысканный узор, что как то не приходит в голову мысль о бедности палитры. 
Пожалуй, секрет обаяния этого гуся кроется не только в окраске, но и в размерах, особенностях телосложения. У человека всегда вызывают симпатию детёныши животных, например птенцы-пуховички с маленькими клювиками, большими «лобастыми» головками на коротких шейках. Именно эти «ювенильные», «птенцовые» признаки в полной мере демонстрирует взрослая краснозобая казарка. Кроме того, по сравнению с другими казарками и гусями, она относительно коротконога, длиннохвоста и длиннокрыла. Шея кажется толстой и уплощённой с боков, из-за развитой на её задней стороне «гривы» из удлиненных перьев. 
Размерами она тоже меньше всех своих собратьев - всего 53-56 см от кончика клюва до кончика хвоста, 116-135 см в размахе крыльев, 0,9-1,7 кг «живого веса». Такие утки как кряква, пеганка или огарь и то бывают крупнее. Даже в воздухе стая краснозобых казарок ведёт себя как то «по-детски» - птицы летят «кучей», беспорядочно перемещаясь и не соблюдая чёткого строя, как более «серьёзные» гуси, постоянно перекликаются звонким высоким гоготом с «металлическим» оттенком: «гиввы, гиввы,… гиввы!». Полёт быстрый, с частыми взмахами крыльев, скорее утиный. Ещё в XVIII веке жители Сибири называли эту казарку пренебрежительно-ласкательно – «гуськом», а вот «казаркой», «казарой» – совсем другие виды гусей. 
В роде казарок (Branta) выделяют от 5 до 8 видов гусей. Как правило, они некрупные (хотя некоторые подвиды канадской казарки размерами и пропорциями напоминают даже не гусей, а лебедей). Самец и самка, как и у большинства гусей, практически неотличимы по окраске и величине. В отличие от «больших» гусей, ноги, клюв у всех казарок чёрные, или тёмно-серые. Белощёкая казарка (B. leucopsis) – обитатель приморских тундр Европейского севера и Гренландии. Чёрная казарка (B. bernicla) населяет арктические тундры Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа, Сибири, Чукотки, Аляски и Канады, иногда её разделяют на три вида. Канадская казарка (B. canadensis) обитает по всей Северной Америке, акклиматизирована во многих районах Европы. Сейчас, на основании данных молекулярного анализа, мелкие арктические и беринговоморские подвиды канадской казарки также выделяют в самостоятельный вид – малая канадская казарка B. hutchinsii. Наконец, нене, или гавайская казарка (B. sandvicensis) «забралась» в тропики – этот редчайший практически сухопутный гусь обитает на лавовых плато некоторых островов Гавайского архипелага. Краснозобая казарка – наиболее обособленный представитель рода, некоторые систематики выделяют её в самостоятельный род Rufibrenta

Изменчивая путешественница 

Область обитания краснозобых казарокКраснозобая казарка гнездится только в тундрах сибирских полуостровов Ямал, Гыдан и Таймыр. С запада на восток область гнездования тянется от 67 градуса восточной долготы (Байдарацкая губа) до 112 градуса (окрестности Хатангского залива). С севера на юг – от 74 до 67 параллели. Преимущественно это типичные и южные кустарниковые тундры, на севере край гнездового ареала заходит в более суровые – арктические тундры, а на юге - в районе Обской губы и долины Енисея – в зону лесотундры. Именно по экземпляру из низовьев Оби и описал этот вид великий российский естествоиспытатель немецкого происхождения, академик Пётр Симон Паллас. Произошло это в 1769 г. Сам Паллас, совершая своё знаменитое путешествие в Сибирь, до низовьев Оби не добирался, очевидно, шкурку птицы доставил ему один из коллекторов. Неясно попал ли в руки натуралиста пролётный экземпляр, или же он был добыт на местах гнездования (это значило бы, что в те времена казарки размножались южнее, чем сейчас). 
Не так уж много счастливцев наблюдало этого гуся в родных сибирских тундрах. Гораздо проще познакомиться с краснозобой казаркой на пролётных путях и областях зимовок. Крупных стай на миграциях она не образует, летит парами, небольшими стайками. Основной пролётный путь проходит в Западной Сибири по долинам Оби и Тобола, затем через озёра Казахстана и дальше на юго-запад – к местам зимовок. А вот с зимовками не всё так просто. За последние полвека регионы зимовок сменились. До конца 70-х годов прошлого века казарки в основной массе зимовали на юге Каспия и в низовьях Тигра и Евфрата. В СССР традиционным местом наблюдения зимующих стай были знаменитый Кызыл-Агачский заповедник в Ленкоранской низменности Азербайджана и залив Гасан-Кули в Туркмении. В меньшем числе краснозобых казарок можно было встретить на побережьях Дагестана. В начале 70-х годов часть казарок стала вовлекаться в миграционные потоки белолобого гуся, мигрирующего на Балканы. Казарки всё чаще стали отмечаться зимой в дельте Дуная у западных берегов Чёрного моря и на Эгейском море. Именно здесь – в Румынии, Болгарии, Греции, Турции в настоящее время сосредотачивается основная масса зимующих птиц. Завершающая часть пролётного пути стала пролегать по Предкавказью, Нижнему Дону, Северному Причерноморью. Чаще стали наблюдать этот вид и в Приуралье, Поволжье. А вот на Каспии и в Месопотамии их сейчас зимует в десятки раз меньше. У нас в стране почти гарантированно можно увидеть стаи краснозобых казарок, скапливающиеся весной и осенью на берегах озера Маныч-Гудило, протянувшегося от Ростовской области до Калмыкии и Ставропольского края. 
Интересно, что слабый пролёт идёт и через горы Южной Сибири. Птиц наблюдали на Алтае, под Красноярском. Где зимуют эти птицы – пока не ясно. Предполагают, что раньше гнездовой ареал краснозобой казарки был более обширным и распространялся как на запад, так и на восток от существующего ныне. Кроме переднеазиатских и балканских зимовок, наверняка существовали и зимовки в Китае, в Северной Африке. На древнеегипетских фресках времён Нового Царства (примерно 3,5 тыс. лет назад), посвящённых сцене охоты на водоплавающую дичь в дельте Нила, есть и краснозобые казарки. Правда, стоящие в зарослях папируса птицы выглядят не совсем так, как теперешние. Рыже-каштановая окраска зоба не поднимается на переднюю сторону шеи, практически отсутствует каштановый цвет на щеках, значительно светлее – в голубовато-серый цвет - окрашена спина. Эти отличия можно списать на недостаточную внимательность древних художников, тем более, что к зиме у краснозобых казарок действительно уменьшаются окаймлённые белым каштановые пятна на щеках (а порой даже исчезают вовсе). Но изображённые рядом пасущиеся белолобые и серые гуси изображены абсолютно точно – до мелких деталей. Это соображение даёт основание некоторым учёным полагать, что в Египте зимовал особый, ныне вымерший (а точнее – истреблённый) подвид краснозобой казарки, отличающийся особенностями окраски от ныне живущей формы. 

Гнездование «под крышей» 

На места гнездования краснозобая казарка прилетает позже других гусей – в середине-конце июня. Практически сразу она приступает к гнездованию. Гнездовые местообитания вида своеобразны, это почти исключительно высокие береговые обрывы рек - яры, крутые склоны коренного берега. Гнездо – ямка с выстилкой из растительной ветоши и тёмно-бурого пуха - может располагаться на любом участке склона, но чаще – в его верхней трети. Непременным условием для гнездования является наличие по соседству гнездящейся пары крупных пернатых хищников: чаще – соколов сапсанов, реже мохноногих канюков зимняков или белых сов. Выгода соседства очевидна – хищники, как правило, не охотятся вблизи от собственного гнезда, а защищая свой участок от разорителей – песцов, лис, собак – они дают защиту и казаркам. Более крупные водоплавающие тундры – гуси, лебеди - способны дать отпор мародёрам и самостоятельно, особенно если гнездятся крупными колониями, но для небольших казарок, уток, гнездование под защитой «крыши» это практически единственный способ избежать разорения. Редкие случаи, когда краснозобые казарки пытаются гнездиться без птицы-покровителя, даже на малодоступных обрывах, как правило, безуспешны. По соседству с гнездом хищника могут гнездиться как одиночные пары, так и небольшие колонии до нескольких десятков пар казарок, Расстояние между гнёздами обычно составляет 30-60 метров. 
Кладка состоит из 5-7 яиц сливочно-белого цвета, редко яиц больше или меньше (известны сдвоенные кладки до 10 яиц). Насиживание очень плотное и продолжается 25-27 дней. Насиживает только самка, самец в это время несёт вахту наверху гнездового обрыва или где-нибудь неподалёку. Самка при приближении человека затаивается и может подпустить на несколько шагов, после чего сходит с гнезда и улетает вниз по склону. Сверху к ней слетает самец, и они начинают тревожно перекликаться. Некоторые гусыни очень доверчивы и на гнезде их можно даже потрогать. Нередко о приближении незваного гостя казарок загодя предупреждают беспокойные крики и атаки хищника-покровителя. 
Вылупившиеся пуховички заметно темнее всех других гусят тундры. Они покрыты буровато-оливковым пухом, на брюхе пух светлее, с жёлтым оттенком. После вылупления птенцов выводки уходят в поймы рек, с более богатой растительностью. От опасности спасаются на воде. Несколько выводков могут объединиться в единую группу. В питании и взрослых птиц и гусят преобладают вегетативные части растений – ростки и корневища пушиц, злаков, осок. В середине лета родители линяют при выводках, утрачивая способность к полёту. Не участвующие в размножении птицы, главным образом неполовозрелая молодёжь, образуют крупные линные скопления на реках и озёрах, часто в компании с линными гусями других видов. Гусята оперяются и становятся на крыло в возрасте 1,5 месяцев. В первом перьевом наряде они выглядят тусклее взрослых, чёрные и белые тона не так чисты, слабо выражены каштановые пятна на щеках. После подъема птенцов на крыло, краснозобые казарки, одни из первых среди гусей тундры, покидают места гнездования. Осенний отлёт начинается с середины сентября. Половозрелость у краснозобой казарки наступает позже, чем у других казарок - в 3 года. 

Эмблема XVIII Международного орнитологического конгресса, прошедшего в Москве в 1982 годуСимвол отечественной орнитологии 

Краснозобая казарка всегда считалась редким уязвимым видом. Бурное освоение тундры в середине XX века резко увеличило фактор беспокойства у гнёзд. Кладки во множестве разоряли непривязанные собаки охотников и рыбаков, не слишком реагирующие на настойчивые атаки сапсанов, зимняков и сов. Самих пернатых хищников в освоенной тундре тоже стало меньше. Проводились и массовые отловы линных нелетающих птиц для зоопарков, желающих получить как можно больше декоративных «гуськов». На снижении численности вида сказалась и неумеренная охота на пролёте и зимовках, браконьерство в заповедниках. Всё это привело к тому, что краснозобая казарка прочно «обосновалась» на листах Красной книги СССР и Красной книги Международного союза охраны природы. Однако полным запретом на охоту, созданием новых охраняемых территорий, пропагандистскими усилиями в нашей стране и во всём мире удалось преломить мрачные тенденции. Упавшая до 30 тыс. птиц численность вида к середине 60-х годов стабилизировалась, затем выросла, и очевидно, превысила 60 тыс. особей. За последние 20 лет прошлого века гнездовой ареал расширился почти вдвое, особенно в западном и юго-восточном направлении, очаги гнездования появились даже на суровых побережьях северного Таймыра. Вероятно, благоприятные для вида климатические изменения совпали с усилившимися мерами охраны. Однако есть данные, что сейчас численность краснозобой казарки несколько снизилась по неясным причинам. 
Рисунок сэра Питера Скотта: Краснозобые казарки, 1989 г.В настоящее время с наибольшей плотностью вид гнездится на южном и центральном Таймыре, что обусловлено преобладанием пересечённого рельефа с удобными обрывами и пока ещё высокой численностью хищников-покровителей. Несколько реже она встречается на Гыдане и Ямале. Налажена охрана гнездовий краснозобой казарки в Таймырском, и Гыданском заповедниках, федеральных и местных заказниках, на пролёте вид охраняется в Черноземельском заповеднике – на озере Маныч-Гудило. Тем не менее, вид пока рано исключать из Красной книги МСОП, продолжает он оставаться и в Красных книгах России, Казахстана, Украины, Азербайджана, Болгарии и других стран. Внесён вид и в Европейский Красный список, Приложения 2 СИТЕС, Боннской и Бернской Конвенций. 
Сразу скажем, что краснозобой казарке, с её броской внешностью ещё повезло – она редко попадает под пули охотников по ошибке. Другой редкий гусь нашего севера – пискулька (Anser erythropus) - продолжает cтремительно сокращать численность – на пролёте его продолжают отстреливать, путая с обычным охотничьим видом – белолобым гусём. 
Удалось наладить и разведение краснозобых казарок в неволе. Впервые в мире приплод от этого вида был получен в 1926 году в Англии – в знаменитом тресте водоплавающих птиц, созданном выдающимся орнитологом Питером Скоттом в Слимбридже. В 1958-59 годах пара вывела птенцов в Московском зоопарке. В 1966-1978 г в различных зоологических коллекциях вывелось уже 304 птенца. В настоящее время «расписной гусёк» устойчиво размножается во многих зоопарках и питомниках земного шара. 

rosip_small_сжат.jpgСборник научных трудов Азово-Черноморской орнитологической станции "Бранта"Не только запоминающийся облик, но и, без сомнения, успехи охраны, обусловили выбор краснозобой казарки в качестве символа XVIII Международного Орнитологического конгресса, проходившего в Москве в 1982 году. Эскиз эмблемы - летящая на фоне земного шара краснозобая казарка – творение всё того же сэра Питера Скотта. Затем это изображение стало официальной эмблемой Всесоюзного Орнитологического общества, созданного в 1983 году при Академии Наук СССР. Несколько модифицированные изображения летящей казарки стали логотипами Мензбировского орнитологического общества и нашего Русского общества сохранения и изучения птиц. Спокойно стоящая казарка оказалась и «визитной карточкой» популярного украинского периодического издания «Бранта» – сборника научных трудов Азово-Черноморской орнитологической станции.

Так что краснозобая казарка продолжает своё путешествие по земному шару не только как реальная птица, но и как «бренд» орнитологических организаций и изданий стран Северной Евразии!



Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение