РОСИП - добровольное некоммерческое общественное объединение, созданное для совместной деятельности по защите и изучению птиц РФ.
Желтое море как узел проблем перелетных птиц
Ведь так оно и есть: на восточноазиатском-австралазийском пролетном пути, возникла зияющая дыра: исчезли места, где птицы могли остановиться на отдых и подкормиться. Нет, они не провалились сквозь землю. Напротив, «земли» даже стало больше. Ключевые участки побережья Желтого моря, где прежде простирались илистые осушки, отвоеваны у моря человеком – они отгорожены дамбами, и застроены. За последнее десятилетие исчезло более 65% площади приливных осушек, под угрозой исчезновения оказалась вся связанная с ними экосистема. И птицы, конечно. У семи особенно чувствительных видов численность ежегодно сокращается на 8%. Это – главная проблема, из-за которой восточноазиатский-австралазийский пролетный путь стал самым проблемным в мире: птичье поголовье на нем стремительно тает. Однако, не все согласны с тем, что причина именно в этом.
Главные виновники – Китай и Корея, но быть единственными им очень не хочется. Они требуют доказательств и выдвигают встречные вопросы: а, может, проблемы не на остановках, а в местах зимовки или гнездования? Один из концов этого пролетного пути находится в Австралии и Новой Зеландии, они тоже оказались под подозрением. Но австралийские и новозеландские орнитологи смогли доказать, что узел проблем все же на Желтом море.
Более двадцати лет они ведут регулярные учёты численности куликов, которые у них зимуют, и о динамике их численности знают решительно все. Кроме того, благодаря мечению птиц самописцами светового дня, стали известны пути перелета и остановки каждого вида. Немало данных поступает от обширной сети любителей наблюдений за птицами. Поэтому для многих видов удалось оценить, какая часть популяции останавливалась на побережье Желтого моря, а какая – за его пределами. Изменения численности видов птиц могут зависеть от разных причин. И ликвидация литорали на Желтом море – лишь одна из них. Выживание птиц может зависеть от дальности пути перелета, размеров гнездового ареала, продолжительности цикла размножения и от размеров птицы. Однако, если у разных видов птиц, останавливающихся на Желтом море, тенденции сходные, то значит и причина этих изменений общая, и связана она именно с этим местом. А есть разнобой, то причины, вероятно, у каждого вида свои. Для этой работы были использованы данные наблюдений за 20 лет с 1993 года по 2012-й.
Выяснилось, что виды и подвиды, которые в большей степени зависят от Желтого моря, поскольку его использует большая часть популяции, сокращаются быстрее, чем те, у которых большинство останавливается в других районах. У последних численность или стабильна, либо сокращается медленно. В результате математического обсчета данных ученые определили, что особенности биологии видов не имели большого значения для динамики численности. Ни эволюционная история, ни дальность перелета, ни площадь области гнездования, ни длина жизненного цикла, ни размеры тела. Зато изменения в местах остановок серьезно на нее влияют.
Так что же делать? Ведь уничтоженные пляжи уже не вернуть. Авторы статьи требуют остановить дальнейшее уничтожение илистой литорали в районе Желтого моря. А где еще возможно – восстановить их. Кроме того, они предлагают модифицировать некоторые искусственные местообитания, такие как соляные карты, рисовые чеки, канализационные отстойники, а также дамбы и волноломы, чтобы сделать из пригодными для обитания птиц. Конечно, морские осушки они не заменят, и не всем видам это поможет, но хотя бы некоторым. Восточноазиатский-австралазийский пролетный путь остается для птиц самым опасным в мире.
Динамика численности некоторых видов и подвидов куликов Восточноазиатского-Австралазийского пролетного пути за 20 лет. (A-f) Таксоны расположены в порядке убывания зависимости от приливных отмелей Желтого моря, от видов и подвидов, у которых там останавливается большая часть, к тем, у которых большинство останавливается в других регионах. (a) Малый веретенник, северо-сибирский подвид; (b) дальневосточный кроншнеп; c) краснозобик; d) большой песочник; (e) исландский песочник; (f) монгольский зуёк; (g) малый веретенник, западно-аляскинский подвид; h) мородунка; (i) песочник-красношейка; (j) пепельный улит. Линиями показаны оценки среднегодовой численности, красные линии у тех таксонов, у которых численность уменьшается (со статистической достоверностью). Серая штриховка - область с 95% -ной вероятностью.
Результаты этого исследования опубликованы в статье: C. E. Studds, B. E. Kendall, N. J. Murray, H. B. Wilson, D. I. Rogers, R.t S. Clemens, K. Gosbell, C. J. Hassell, R. Jessop, D. S. Melville, D. A. Milton, C. D. T. Minton, H. P. Possingham, A. C. Riegen, P. Straw, E. J. Woehler, R. A. Fuller, 2017. Rapid population decline in migratory shorebirds relying on Yellow Sea tidal mudflats as stopover sites. // Nature Communications, 8, Article number: 14895. DOI:10.1038/ncomms14895
Статья находится в открытом доступе здесь: https://www.nature.com/articles/ncomms14895