РОСИП - добровольное некоммерческое общественное объединение, созданное для совместной деятельности по защите и изучению птиц РФ.
Альбатросы-двойники: нужны меры по сохранению обоих видов
Колония белоспинных альбатросов на о. Торисима
Все началось с того, что на японском острове Торисима (Понафидина), где расположена самая большая гнездовая колония белоспинных альбатросов, с конца 1970-х годов всех птенцов стали кольцевать. Работа проделана колоссальная. Например, за период с 1992 до 2014 гг. было окольцовано 4146 молодых альбатросов. Без колец не остается ни один. Но, несмотря на это, время от времени на остров прилетают молодые птицы без колец, и их количество возрастает. Должно быть, это альбатросы, родившиеся на другом острове. Колония из нескольких сотен птиц есть на о. Сенкаку, о принадлежности которого спорят Япония и Китай. Каждая страна считает его своим, а орнитологам из-за спорного статуса не удаётся на него попасть, чтобы провести полноценный учет птиц. И еще несколько пар выводят птенцов на мелких островках японского архипелага Бонин (он же Огасавара). Разбираться в родословных помогают современные методы анализа ДНК, почему бы не применить их к птицам?
В колонии на о. Торисима у 41 родившегося там птенца и у 9 взрослых птиц без колец, а также у трех птиц с острова Сенкаку взяли образцы крови, выделили ДНК и проанализировали фрагмент митохондриальной ДНК, который принято использовать в подобных случаях. Заодно, у каждой из этих птиц измерили все, что поддается измерению. Между альбатросами с разных островов обнаружились существенные различия, а загадочные неокольцованные птицы, действительно, оказались с Сенкаку. Причем различия нашлись не только генетические, но и морфологические: птицы с Сенкаку оказались мельче, и клювы у них тоньше, чем у альбатросов с о. Торисима.
Головы белоспинных альбатросов с о. Сенкаку (слева) и с о. Торисима (справа).
По наблюдениям ученых, птицы с кольцами и без колец не спаривались друг с другом, а пары образовывали только со «своими». Удалось подметить некоторые различия в ритуалах ухаживания. На этих двух островах различаются и сроки размножения: на Сенкаку птицы занимают гнездовья немного раньше и на 2 недели раньше подкидают колонию. У них даже продолжительность жизни разная, а изотопный анализ указывал и на различия в составе пищи. Хотя физических препятствий к гибридизации нет, тем не менее, это два разных вида, которые, судя по генетическим различиям, существуют отдельно друг от друга не менее 600 тысяч лет.Какой из них унаследует прежнее научное название «белоспинный альбатрос» и латинское название Phoebastria albatrus, данное ему в 1769 году немецким естествоиспытателем на русской службе Петром Симомном Палласом – зоологи пока не решили. Главная сложность – утрата типового экземпляра, по которому было сделано описание. К какому из двух видов он относится, тот и наследует привычное имя, а установить это теперь невозможно.
Но есть и другие серьезные проблемы. Все меры по охране этих альбатросов основывались на данных о численности «комбинированного» вида. Ученые впервые столкнулись с тем, что охраняемый вид включает в себя скрытые виды, которых надо учитывать и охранять по отдельности. Опасности, которые иму угрожают, могут быть разными, и могут потребоваться разные стратегии сохранения. Для альбатросов с о.Сенкаку, которые явно малочисленнее и потому больше нуждаются в защите, основная проблема – невозможность проводить учеты и наблюдения за демографией из-за политических препятствий. Взрослых птиц в этой колонии – две с половиной сотни, что может быть близко к нижнему пределу выживания популяции. То, что оттуда птицы перелетают на о. Торисима – тоже настораживает: не исключено, что качество среды обитания стало хуже. А, может, причина совсем в другом. Альбатросы любят устраивать гнезда в больших колониях, и молодежь с Сенкаку может переселяться в колонию побольше. А вдруг на Торисима произойдет извержение? Это же действующий вулкан. Прежде казалось, что на этот случай есть резерв в виде колонии на Сенкаку, но теперь стало понятно, что в этом случае можно потерять целый вид.
Тенденция к увеличению мигрантов с острова Сэнкаку может повлиять на генетическую целостность вида на о. Торисима за счет межвидовой гибридизации. Хотя белоспинные альбатросы предпочитают партнеров своего вида, но случаи межвидовой гибридизации между другими видами альбатросов известны. Более того, в маленьком поселении в архипелаге Бонин смешанные пары уже отмечали. Та колония создана искусственно: на островок несколько раз перевозили птенцов-подростков с о. Торисима, это могли оказаться птенцы обоих видов. Выращенные людьми, птенцы не запечатлелись на взрослых особей своего вида, и при выборе партнера могут ошибаться.
Подобное уже случалось, правда, не с птицами, а с китайскими исполинскими саламандрами, которые оказались на грани полного исчезновения из-за утраты мест обитания, и в природную среду возвращали выращенных в неволе. Тогда не подозревали, что это не один, а целых пять разных видов, и удивлялись, что в некоторых местах выпуск саламандр не давал никакого эффекта. Гибриды, выращенные в неволе, не находили себе пар в чистых природных линиях. По-хорошему, гибридов вообще не следовало выпускать, но кто же знал? Нельзя допустить гибридизацию и между альбатросами.
Вот сколько проблем выросло из небольшого генетического расследования.
Поучительная история! Генетический анализ всегда должен сопутствовать популяционным исследованиям и быть обязательным компонентом проектов по охране видов.
Материал подготовила: Е.Д.Краснова
Результаты этого исследования опубликованы в научной статье:Eda M., Yamasaki T., Izumi H., Tomita N., Konno S., Konno M., Murakami H., Sato F. Cryptic species in a Vulnerable seabird: short-tailed albatross consists of two species // Endangered species research, Vol. 43: 375–386, 2020. https://doi.org/10.3354/esr01078