Инсектициды, считавшиеся безвредными, нарушают миграцию птиц

Инсектициды, считавшиеся безвредными, нарушают миграцию птиц
Белоголовая зонотрихия

«А вы их дустом не пробовали?» - из анекдота 1990-х годов.

Дуст, он же ДДТ (Дихлорид-фенил-трихлорэтан) – инсектицид, который широко применяли для борьбы с насекомыми-вредителями, теперь запрещен. Он накапливается в тканях животных, передается по пищевой цепи, и оказывается в пище людей. Больше всего вреда он принес хищникам, поскольку наверху пищевой пирамиды его оказывается больше всего. У хищных птиц из-за этого препарата настолько истончалась яичная скорлупа, что не могла выдержать вес насиживающей птицы.  Массово погибали и мелкие птицы, наевшиеся отравленных насекомых. 

Все это, казалось бы позади. На смену ДДТ пришли новые препараты, в том числе аналоги натуральных инсектицидов, которые содержатся, например в растениях табака – никотиноиды. Современные синтетические нео-никотиноиды гораздо действеннее настойки табака. Даже в низких дозах они вызывают у насекомых нервное возбуждение, а в высоких - приводят к параличу и смерти. И, что важно – не опасны для млекопитающих, а вместе с ним – и для человека.

А как с птицами?

Вот тут-то и неувязка: это не проверяли. Но повсеместное сокращение поголовья мелких воробьиных заставило над этим задуматься. Группа канадских исследователей поставила эксперимент на одном из массовых американских воробьиных – белоголовых зонотрихиях (Zonotrichia leucophrys, по-английски – American sparrow, или «американский воробей»). И подозрения оправдались.

Во время весенней миграции в одном из мест скопления этих птиц их отлавливали и три дня кормили семенами, обработанными неоникотиноидным инсектицидами имидаклопридом и хлорпирифосом (широко применяемым не только в Америке, но и в других странах, в том числе в нашей), в разных концентрациях. Одним птицам давали семена с низким содержанием инсектицидов (10% от дозы, при которой погибает 50% птиц – 10% LD50), другим – в 2,5 раза выше (25% LD50), третьим – чистые семена. 

Первые эксперименты поставили в неволе – подопытных птиц держали в клетках и следили за их поведением и весом. У контрольных птиц все было в порядке – в течение всего эксперимента вес был постоянным, и сохранялась сезонная ориентация на север.

У птиц, получивших дозу имидаклоприда, значительно уменьшились запасы жира и масса тела: при низкой дозе средняя потеря – 17%, при высокой – 25%. Кроме того, они ошибались в ориентировании. Второй инсектицид, хлорпирифос, на вес не влиял, но значительно ухудшал ориентацию. Доза, которую они получили, эквивалентна всего четырем рапсовым зернам, обработанным имидаклопридом, или восьми гранулам хлорпирифоса в сутки в течение 3 дней. Этого достаточно, чтобы ухудшилось состояние здоровья птиц, произошла задержка миграции, и они двинулись в неправильном направлении, что увеличивает риск смертности или утраты способности к размножению.

Во втором эксперименте после кормления зерном, обработанном пестицидами, на птиц надевали крошечные радиопередатчики и следили за дальнейшими перемещениями. В норме они должны продолжить миграцию, и у контрольной группы, которой давали необработанные семена, так и было. Те, кому достались семена с низкой дозой пестицида, потеряли в среднем около 3% веса и 9% жира, а при высокой дозе – 6% массы и 17% жира. После выпуска птицы, получившие высокую дозу имидаклоприда, не смогли сразу улететь и задержались в этом месте на 3,5 дня дольше, чем птицы из контрольной группы.

Рисунко из сатьи

Рисунок из статьи. Траектории перелетов зонотрихий, отслеженные автоматизированной телеметрической группой в южном Онтарио, Канада. А – у  контрольных птиц, B – у птиц с низкой дозой имидаклоприда (1,2 мг на 1 кг массы тела) и C – у птиц с высокой дозой (3,9 мг на 1 кг массы тела). Красный кружок – место отлова и выпуска, желтые – места регистрации выпущенных птиц. Линиями соединены точки последовательных регистраций, «×» – местоположение работающих приемников радиотелеметрии. D – Общая ориентация путей перемещения: сплошные зеленые кружки - контроль; пунктирная синяя – низкая доза; коричневая – высокая доза. Незакрашенные кружки обозначают местонахождение отдельных птиц, а стрелки – среднее направление каждой экспериментальной группы. 

Авторы исследования считают, что действие имидаклоприда на этот вид птиц обусловлено подавлением аппетита. Отравленные птицы меньше ели, и им нужно было больше времени, чтобы восстановить здоровье и запасы «топлива» – жира. Дозы, которые использовали экспериментаторы, находятся в пределах того, что птица может реально съесть в дикой природе. Они эквивалентны съедению всего лишь нескольких протравленных инсектицидом семян.

Долгое время считалось, что нео-никотиноиды, которыми обрабатывают семена, вредны только насекомым. Теперь мы знаем, что и птицы от них тоже страдают. 

Миграция – критический период в жизни птиц. Любые задержки могут серьезно помешать поиску партнера для гнездования, успеху выкармливания птенцов, когда важно, чтобы этот момент совпал с появлением нужных им насекомых. Может быть, именно поэтому перелетные птицы, связанные с сельскохозяйственными угодьями, так резко сокращаются во всем мире.

А, может, и овсянка дубровник, судьба которой очень волнует нашу организацию, вымирает не только из-за отлова в Китае, где их считают целебными, «летающим женьшенем», но и из-за пестицидов, применяемых в этой стране на рисовых полях, где кормятся зимующие птицы?

Научные статьи об этой работе:

Eng, M.L., Stutchbury, B.J.M., & Morrissey, C.A. (2019). A neonicotinoid insecticide reduces fueling and delays migration in songbirds. Science, 365(6458), 1177-1180. doi:10.1126/science.aaw9419

Eng, M.L., Stutchbury, B.J.M., Morrissey, C.A. (2017). Imidacloprid and chlorpyrifos insecticides impair migratory ability in a seed-eating songbird. Sci Rep. 2017 Nov 9;7(1):15176. doi: 10.1038/s41598-017-15446-x.



Возврат к списку

Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение