Новая угроза птицам при глобальном потеплении - токсины одноклеточных водорослей

Новая угроза птицам при глобальном потеплении - токсины одноклеточных водорослей

Оставим в стороне споры о причинах глобального потепления Земли, и о том, права ли в своих речах Грета Тунберг. Посмотрим на то, что замечают ученые. В частности те, кто работает в полярных областях. А замечают они многое, и с этим уже не поспоришь. Несомненный факт, что температура воздуха и воды растет, и в северных районах это приводит к нежелательным экологическим последствиям. С середины 2010-х годов то в одном месте, то в другом, вдали от промышленных центров и других источников прямого человеческого влияния, вдруг случается массовая гибель морских птиц.

Например, на Аляске. Один такой случай произошел в конце 2015 - начале 2016 года: в заливе Аляска погибло огромное количество тонкоклювых кайр, которые в гнездовое время образуют огромные птичьи базары. Мор кайр совпал с небывалой жарой, а другие исследователи отмечали, что повышение температуры благодатно сказывается на развитии вредоносных одноклеточных водорослей, которые выделяют в воду токсины. И тепловая «благодать» оборачивается бедой для всех, кто питается водорослями, зоопланктоном (который питается водорослями), рыбой (которая питается зоопланктоном, который ест водоросли)... Отравленной оказывается вся пищевая цепь. Причем, на дальнем конце этой цепи яд концентрируется и самое сильное воздействие оказывает на птиц и морских млекопитающих. Яды, выделяемые морскими водорослями стали причиной массового самоубийства калифорнийских морских львов в 1998 году – это был первый задокументированный случай, и с тех пор это происходит на побережье Северной Америки ежегодно. Массовая гибель по вине ядовитых водорослей бывала у многих видов птиц, чья жизнь связана с морем - бакланов, крачек, тупиков, пеликанов, уток, все они добывают корм по-разному, живут в разных географических районах, общее у них одно – источник пищи находится в море.

Похоже, в морской среде появилась новая большая проблема, и степень ее опасности ученым еще не понятна.

Гибель кайр в заливе Аляска укладывается в эту тенденцию, но вину водорослей и их ядов еще нужно доказать. Это стало предметом исследования коллектива ученых из Научного центра Аляски в Анкоридже и из Национального научного центра океанического побережья в Северной Каролине, США. Они заинтересовались двумя самыми опасными токсинами - сакситоксином и домоевой кислотой.

Alexandrium catanella - источник яда-250.jpgСакситоксин — нейротоксин, который выделяют некоторые виды динофлагеллят и сине-зеленых водорослей. В периоды их бурного размножения происходят «красные приливы» - водорослей так много, что они окрашивают воду в красноватый цвет. Моллюски-фильтраторы в это время становятся ядовитыми, употребление их в пищу приводит блокаде нервных волокон и параличу мышц. Сакситоксин настолько ядовит, что рассматривался как вариант химического оружия. Представляете, насколько опасно это вещество?! Другой токсин - домоевая кислота, ничуть не лучше. Она тоже действует на нервную систему: при отравлении моллюсками можно потерять память, за что ее называют «кислотой зомби».

Эти два токсина ранее уже находили в прибрежных водах Аляски, поэтому именно их сочли факторами, вызывающими беспокойство. На содержание этих токсинов проверили разные ткани из трупов погибших и здоровых кайр и из здоровых чаек-моевок, которые живут на птичьих базарах вместе с кайрами. Кроме того, ученые проанализировали рыб и беспозвоночных, которыми питаются птицы.

Сакситоксин нашли в разных тканях у мертвых (36,4%) и у здоровых (41,7%) кайр, и у здоровых моевок (54,2%). Самые высокие концентрации его обнаружены в печени погибших птиц (1,4–10,8 мкг на 100 г). Часто встречался он и в кормовых объектах: у 20,3% рыб и у 53,8%беспозвоночных. Летальная доза этого яда для птиц еще не известна, но все зарегистрированные в этом исследовании концентрации сакситоксина были ниже, чем те, о которых сообщали при других случаях массовой гибели птиц. Так что в данном случае вряд ли токсин был главной причиной мора. Домоевой кислоты было и того меньше, и встречалась она реже: у птиц ее нашли только в одном образце, у беспозвоночных - в 33,3% и в 4,0% проб из рыб. Так что эти два яда не оказались главной причиной птичьей смертности. Тем не менее, широкое распространение сакситоксина у морских птиц, рыб и беспозвоночных в заливе Аляска указывает на то, что токсины водорослей нужно учитывать как один из факторов, влияющих на здоровье морских птиц. Особенно с учетом вероятности более частого появления вредоносных водорослей в условиях роста температуры океана.

С полным текстом статьи (на английском языке) можно ознакомиться здесь: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1568988319302033?via%3Dihub#!

Библиографическая ссылка:
Caroline Van Hemert, Sarah K.Schoen, R. Wayne Litaker, Matthew M. Smith, , Mayumi L. Arimitsu, John F. Piatt, William C. Holland, D. Ransom Hardison, John M. Pearce. Algal toxins in Alaskan seabirds: Evaluating the role of saxitoxin and domoic acid in a large-scale die-off of Common Murres // Harmful Algae, Volume 92, February 2020, 101730

Возврат к списку

Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение