Самка альтбатроса в возрасте под 70 лет полна сил и снова снесла яйцо
В южном полушарии весна наступает, когда в северном – осень. Там птицы возвращаются на гнездовья в октябре-декабре. В этом году Виздом появилась у своего традиционного гнезда 29 ноября, и снова готовится стать матерью.
Чем дальше, тем с большим волнением мы следим за прилетом этой альбатросихи на гнездовье атолла Мидуэй в западной группе островов Гавайского архипелага. Этот атолл известен как место крупного морского сражения США и Японии, «морской Сталинград» II Мировой войны, ставший поворотной точкой тихоокеанского фронта, а сейчас там природный заповедник с колонией альбатросов и других морских птиц, насчитывающей более 3 миллионов птиц. Во время гнездования сюда слетается 70% мирового поголовья темноспинных альбатросов (Phoebastria immutabilis), 40% черноногих альбатросов (Phoebastria nigripes), редкие белоспинные альбатросы (Phoebastria albatrus), находящиеся под угрозой исчезновения, и еще 20 видов птиц. И среди них «старушка» Виздом, которую окольцевали в 1956 году и через 46 лет отловили повторно, благодаря чему и стал известен ее возраст. Старое аллюминиевое кольцо поменяли на новое, а на другую лапу прикрепили цветное из красного пластика с номером Z333, и теперь узнать ее можно издалека. Каждый года она и ее постоянный партнер по имени Акеакамаи возвращаются на одно и то же гнездовое место, и последние 16 лет каждый год откладывают яйцо и выращивают птенцов. Это говорит о превосходном состоянии ее здоровья, поскольку обычно альбатросы делают это через год – очень уж много сил отнимает долгий период насиживания и выкармливания птенцов, что в сумме занимает у этих птиц семь месяцев.
Но не только радость испытывают наблюдатели, они полны тревоги. На птичью колонию стали нападать мыши. Все началось в 2015 году, когда волонтеры, занятые учётами, в одной из частей колонии заметили у птиц кровавые раны. Раны обычно располагались на затылке и на спине птиц, иногда под крыльями. Понять, какой хищник на них нападает, удалось далеко не сразу, для этого пришлось установить возле гнезд видеоловушки Это были домовые мыши (Mus musculus), которых завезли на песчаный атолл во время военной оккупации 75 лет назад. Завезены были не только мыши, но и черные крысы, но в 1996 году их полностью истребили. Теперь домовая мышь – единственный грызун, и вообще единственное наземное млекопитающее на острове.
Кадры видеоловушки были ужасающие. Мыши поедали альбатросов заживо: прогрызали кожу, выедали мышцы и жир, копошились внутри полости тела. Никто не знает, почему мыши накинулись на птиц. Есть предположение, что это случилось от жажды: период гнездования засушливый, и пить на островах нечего. Может быть, сначала мыши отведали кровь, и, не получив отпора, пошли еще дальше. А почему альбатросы не сопротивлялись? На островах Тихого океана никогда не было млекопитающих, поэтому морские птицы не знают страха перед такими хищниками, как крысы, мыши, кошки, собаки, и не умеют от них защищаться. Много десятилетий мыши присутствовали на атолле Мидуэй, но никогда не было зарегистрировано ни одного случая хищничества. Что бы ни было причиной, ущерб этой колонии мыши нанесли невероятный. Многие птицы погибли, другие стали бросать гнезда.
В декабре 2015 года мышиная напасть была тремя небольшими участками, в тот год погибло около сорока птиц, и пострадало еще несколько сотен. Расстроенный персонал заповедника первым делом установил дежурства возле гнезда Виздом. Все надеялись, что это было случайность, одноразовое явление, вызванное климатическими условиями. Но на следующий год атаки возобновились. Только на этот раз пострадало гораздо больше птиц, и теперь - по всему острову. Мышиные покусы стали причиной смерти 42 темноспинных альбатросов и гибели 70 гнёзд на площади 1,6 га. Вскрытие погибших птиц показало, что они погибли от бактериальной инфекции, попавшей раны.
С 2015 по 2017 год наблюдалось экспоненциальное увеличение числа нападений мышей. Зимой 2016/2017 гг. проблема увеличилась шестикратно, мышами было покусано 1218 птиц, 242 погибли, заброшено 994 гнёзда, а общая площадь мышиного разбоя увеличилась до 11 га. Зимой 2017/2018 по неизвестным причинам мышиная активность снизились. Какая-то комбинация условий окружающей среды, популяционных циклов у мышей и усилий по отпугиванию грызунов из колонии. Но совсем проблема не исчезла.
Для спасения колонии был разработан план. Единственным способом полной ликвидации домовых мышей острова сочтено использование родентицидов. Планируется разбрасывать гранулы с вертолёта, устроить стационарные приманки для мышей и раскладывать яд вручную. Были рассмотрены и другие методы, но отвергнуты, потому что нет уверенности в том, что они будут достаточно эффективны. В нынешнем году сотрудники заповедника с волнением ждут, возобновят ли мыши свою деятельность.
Выращивание потомства у альбатросов - нелегкая работа. Пара альбатросов откладывает всего одно яйцо и высиживает его чуть более двух месяцев. Еще пять месяцев требуется для того, чтобы птенец вырос и смог покинуть гнездо. Все это время родители, в том числе Виздом и Акеакамаи, по очереди насиживают, а потом кормят отпрыска. Свободный от забот партнер отправляется в море на поиски пищи. В общей сложности они проведут на атолле Мидуэй примерно семь месяцев. И к размножению они приступают не рано. Поиск партнера начинается примерно с пяти лет. Это тоже происходит родном атолле, где молодежь упражняется в брачных танцах с десятками ритуальных движений. Непросто найти именно свою «половинку», ведь пары у альбатросов - на всю жизнь.
В 2017 году совсем рядом с гнездом Виздом был впервые замечен её птенец, родившийся в 2001-м. Это стало первым документальным подтверждением того, ее дети возвращаются. Судя по всему, когда Виздом прилетает в свою колонию, ее окружают выросшие птенцы и, возможно, их птенцы. Такое воссоединение семейства.