Зачем альбатросам корабли?

Зачем альбатросам корабли?

Темноспинный альбатрос. Фото Мелинды Коннерс


Морские птицы часто гибнут в рыболовецких сетях и на крючках с наживкой. У рыбаков это называется «прилов». Никто не желает птицам зла, для их защиты даже применяют разные методы: ловят рыбу ночью, когда птицы неактивны, подвешивают к снастям отпугивающие предметы. К сожалению, это не всегда возможно, да и помогает лишь частично. Совсем избежать печального «прилова» не удается. Некоторые виды морских птиц тают на глазах. Особенно страдают альбатросы, среди которых из 22 видов пятнадцать находятся под угрозой исчезновения. Как их спасти?

Однажды на конференции по альбатросам и буревестникам двое американских ученых из Государственного университета штата Орегон, Рэйчел Орбен и Ли Торрес, увидели рыболовную карту Global Fishing Watch с данными о местонахождении судов во время промысла. Им пришло в голову, что можно сопоставить расположение отдельных судов и альбатросов, помеченных трекерами, и узнать, связаны ли перемещения птиц с кораблями? А если связаны, то как? Пять лет спустя они доложили о результатах своего исследования.

В распоряжении орнитологов оказалось данные слежения за 150 альбатросами за 9992 дня и данные о промысловых усилиях Global Fishing Watch за 2012–2016 годы. Больше всего данных оказалось о трех видах альбатросов, которые кормятся в северной части Тихого океана: о черноногих (Phoebastria nigripes), темноспинных (Phoebastria immutabilis) и белоспинных (Phoebastria albatrus).

Рисунок из статьи-200.jpgОказалось, что после того, как птица обнаружит судно, она очень часто направляется к нему и некоторые время за ним следует.

За дальность обнаружения было принято расстояние в 30 км, а если птица оказалась в пределах 3 км – считалось, что она встретилась с кораблем.

Черноногие альбатросы направлялись к судам в 61,9% случаев, если оказывались в зоне обнаружения, темноспинные – в 35,7% случаев, а молодые белоспинные – в 28,6%. Темноспинных особенно привлекали корабли в период высокого промыслового усилия. Промысловым усилием называют объем всех производственных операций, направленных на добычу рыбы, оно включает количество орудий лова и продолжительность их непрерывного использования. И еще этим птицам нравится, чтобы кораблей при этом было мало. Сами птицы в период встречи с кораблем занимались кормежкой. В упрощенном виде схема взаимодействия птицы и корабля выглядит так: если в дневное время птица замечает работающий корабль, она направляется к нему и некоторое время его сопровождает. А ближе к вечеру улетает в открытое море.

Белоспинные альбатросы чаще подходили к судам, занятым активным ловом, в местах с глубиной 75-1500 метров. Они дольше сопровождали корабли в малопродуктивных районах, если температура воды у поверхности была высокой, а ветер – слабым.

Новый подход к изучению взаимодействия птиц и судов впервые позволил посмотреть не со стороны корабля, а с позиции птицы. Насколько альбатросам интересны суда, при каких обстоятельствах, почему в одних случаях птицы за ними следуют, а в других нет. Все это необходимо знать, чтобы понять и уменьшить конфликты с рыболовством.

Источник: https://globalfishingwatch.org/research/close-encounters-albatross/

Материал подготовила Е.Д.Краснова

Возврат к списку

Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение