РОСИП - добровольное некоммерческое общественное объединение, созданное для совместной деятельности по защите и изучению птиц РФ.
Чуть не сгорели - тревога из Муравьевского парка
Это случилось 22 апреля, и чуть не сгорела усадьба Муравьевского орнитологического парка. Обошлось, не сгорела, но в пойме пожар уничтожил большой участок. Погибло, по крайней мере, одно гнездо даурских журавлей. На тех участках, которые удалось отбить у огня, уцелело гнездо одной пары японских журавлей и несколько гнезд даурцев. Спасенные журавли продолжают насиживать кладки. И журавлям, и сотрудникам Парка, которые тушили пожар - всем было страшно.
Вот что рассказал директор Муравьевского парка Сергей Михайлович Смиренский:
Муравьевский парк. Пожар. 22.04.2021
Пожар заметили с Андреем Алексеевичем около половины шестого вечера, когда выходили из вольер, где разглядывали журавля с опухолью на ноге. Заполнили водой ранцы и Маргарита Александровна отвезла нас к давно сгоревшей ферме за ближайшей к парку деревней Муравьёвкой. Позвонили начальнику пожарного поста в Муравьёвке, никто не ответил, потом в пожарную часть в Тамбовку, узнали что на пожар уже выехали. У фермы было с пяток машин, в том числе пожарная, пожарные, следователь и егерь или охотовед заказника. Они наблюдали с террасы, как двое пожарных внизу пытаются затушить западное крыло пожара. Андрей Алексеевич связался с С.Н.Рожковым и вызвал его и К.А. Морозова на помощь. Ветер был юго-западный несильный, по ощущениям 5-7 м/сек. Ширина фронта была метров 150-200, внизу горело вяло. На склоне террасы сильно, особенно там, где был подрост дубняка с ещё не облетевшей листвой. Мы с Андреем прошли вперёд и пытались остановить голову огня на склоне, но сил не хватало. Огонь поднимался до 10-15 м. Внизу пожарные также не поспевали за огнём. Вода скоро вышла. Тамбовские пожарные оставались наблюдать на одном месте. Маргарита Александровна ещё несколько раз звонила С.Н.Рожкову, сказала чтобы захватили хлопалки. (К.А. Морозов не отвечал). Прошло более часа. Наконец Рожков ответил, что уже подъезжают. Прошло ещё около получаса. Никого не было. Скорость движения огня на склоне террасы возросла. Сообщил в район об угрозе огня для усадьбы. Выслали подмогу. Рабочих всё не было. Пожарные стали обжигать усадьбу. Маргарита Александровна вернулась на усадьбе, где наши рабочие обсуждали с пожарными как бороться с огнём. В это время трактор с цистерной отправился к нам.
Создание полосы было единственной возможностью остановить пожар на склоне, а единственным подходящим местом был небольшой участок лишенный дубняка около триангуляционного знака. Успели добраться туда метров за 100 до огня и начали прожигать полосу. Наконец в девятом часу вечера подъехали наши рабочие, хлопалки они, конечно, не привезли. Пришлось отправлять за ними Андрея Алексеевича. Успели выжечь полосу с террасы до поймы протяжённостью метров 50-60 и шириной метров 10 до того, как подошёл огонь. Этого оказалось достаточно, чтобы продвижение пожара на террасе остановилось. В это время вокруг усадьбы стала расширяться площадь отжига созданного пожарными. С наступлением темноты стало холодать, влажность возрастать, ветер стихать.
Дальше дело пошло куда быстрей. В пойме во многих местах была воды и хлопалками удавалось легко тушить пламя, только вот махать ими было все тяжелей. Линия горения оказалась куда протяжённей, чем сначала было видно и все изрядно устали, но вдруг ветер начал не только возрастать, но и сменил направление на западное, как бывает практически всегда в этой местности. В этой ситуации оставлять даже небольшие очаги было чревато худшими последствиями и пришлось идти вдоль линии и хлопать ещё километра четыре. Огонь от усадьбы вышел из под контроля, но упёрся, к счастью, в уже сгоревшее поле.
Где-то в половине десятого вдруг подошли с ветродуем и всех позабавили вопросами двое пожарных из Муравьёвки, спросили по какой дороге (?) мы идём по колено в воде и где находится Муравьёвка. Но уже к одиннадцати удалось всё потушить. Ближе к полуночи пошёл дождик.
Во время тушения страшно кричала пара даурских журавлей. В пятницу прошёл до фермы. Эта пара гуляла по своему участку. На других трёх участках на прежних местах дежурили самцы, самок не было видно, японский журавль был на гнезде. Огонь немного не дошёл до всех этих участков. В субботу с Антоном Александровичем Сасиным ещё раз обследовали территорию. С помощью коптера обследовали выгоревшие участки, сгоревших гнёзд не обнаружили, порадовало обилие и площадь участков залитых водой на поверхности луга.
В воскресенье обошёл заболоченный луг по западному краю. Он практически остался незатронутым огнём. На трёх участках (от усадьбы до дороги на Корфово) держались ещё три даурских журавля «сторожа».
Так что отделались лёгким испугом. Если бы помимо нас с Андреем сразу приняли участие в тушении хотя бы наши сотрудники, то всё закончилось бы ещё засветло. От Сергея Никитовича узнали, что он выехал на место как стрела, по первому требованию!!! Спасибо Маргарите Александровне и Сергею Никитовичу за фотографии.
---
От чего случился пожар? Это бедствие - не стихийное, это поджог. Зачем люди поджигают сухую траву? Это не забава, это - преступление.