Морские птицы и пластик: о чем рассказали орнитологи, работающие в Арктике и на Дальнем Востоке
12-13 ноября 2019 г. Русское общество сохранения и изучения птиц им. М.А. Мензбира провело рабочий семинар "Морские птицы и пластик", на который были приглашены орнитологи, работающие российской Арктике и в морях Дальнего Востока.
Экспертов по морским птицам собрали для того, чтобы они поделились своими наблюдениями и данными о том, насколько пластик распространен в российских морях, и как он влияет на морских обитателей, особенно на птиц.
О том, что пластик представляет большую проблему для моря, знают почти все. В Интернете выложено огромное количество впечатляющих фотографий с грудами пластиковой посуды, плавающей у берегов Восточной Азии, на слуху острова из пластика в Тихом океане, а многие, наверняка, своими глазами видели такого рода мусор на берегах разных морей. А чего стоят душераздирающие фотографии с птенцами альбатросов, нашпигованных зажигалками, и по этой причине погибших мучительной смертью! Но все это где-то «там», «у них», а есть ли такая проблема в наших морях? Арктика представляется малонаселенным регионом, и пластику там взяться, вроде бы неоткуда. Но так ли это? Нужны научные факты: где, сколько и в каком виде встречается пластик, зарегистрированы ли случаи гибели птиц, о которых точно установлено, что виноват этот материал, а если такое случается – то где и при каких обстоятельствах, и какие это были виды птиц.
Все эти сведения необходимы для разработки плана последующих действий, над которым работают эксперты панарктического проекта «Пластик и морские птицы: снижение негативного воздействия на местообитания» в рамках Инициативы по мигрирующим птицам Арктики (AMBI) Рабочей группы по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF). Это международный проект, в котором участвует и Россия. Одним из результатов семинара должен стать аналитический отчёт на русском и английском языках с обзором состояния вопроса по проблеме пластикового загрязнения и морских птиц в российской Арктике.
На семинар приехало два десятка орнитологов из разных арктических и дальневосточных заповедников, национальных парков и научно-исследовательских институтов, связанных с изучением моря. Они по очереди рассказывали о том, что происходит в их регионе. Хотя специальных исследований, касающихся птиц, пока не было, в том, что пластик представляет большую проблему, все были единодушны. Его находят и плавающим в море, и вмерзшим в лед, а особенно много – выброшенного на берег. Даже на удаленных от берегов островах, где, казалось бы, пластику взяться неоткуда. Только из моря.
Как давно это началось? Нарастание количества выброшенного волнами пластикового отмечено в последние 15 лет, и его становится все больше. В Кандалакшском заповеднике, где в середине 2000-х лет несколько лет подряд проводили учет мусора, отмечено удвоение количества морского мусора за четыре года. Что это за пластик? В некоторых местах его исследовали специально и, там, где это было возможно, регистрировали маркировку. В высокой Арктике больше всего находят рыболовных снастей и прочих атрибутов промыслового рыболовства, в тех заповдниках, которые находятся ближе к суше и городам преобладает одноразовая посуда – бутылки из-под напитков, упаковки от пищевых продуктов и емкости от бытовой химии. На закрытых для посещения островах Кандалакшского заповедника, которые расположены ближе к вершине залива, а, следовательно, и к городу Кандалакша, мусора больше, чем на тех, что дальше от города, но там он все равно есть, и много. Удивительно было услышать от сотрудников Ненецкого заповедника, что обломков пластика много даже на самом дальнем из его островов в Печорском море – о. Матвееве, и среди них очень много маркированных китайскими иероглифами. Они попадают в море с круизных кораблей. И в каком количестве! Похоже, туристы из Поднебесной все ненужное сбрасывают прямо в море. Кроме китайских там были упаковки, произведенные в Норвегии, Дании, Испании, Португалии, Голландии, Литве, Великобритании и в России. Так что над замусориванием Арктики мы работаем «всем миром».
Докладчики с Дальнего Востока акцентировали внимание на еще одном варианте пластикового мусора – обрывках, а то и целых рыболовных сетях. Есть расчеты, согласно которым ежегодно в моря выбрасывают 6,4 млн. тонн рыболовных сетей. В Сихотэ-Алиньском заповеднике на побережье Японского моря на 100 м берега собрали 39,5 кг выброшенного морем мусора, причем 45% его веса приходилось на сети, ловушки для крабов и канаты. Особенно много брошенных сетей в тех районах, где идет активный промысел рыбы. Бывает, что сети теряются и остаются плавать в море. В них ежегодно гибнет около семидесяти тысяч птиц. По-английски это называют «ghost fishing» - «призрачное рыболовство»). К слову сказать, проблема гибели птиц в «приловах» не новая, и рассматривалась на самом высоком уровне. С 1 января 2016 года лов плавающей в поверхностных слоях воды рыбы с помощью сетей (дрифтерный промысел) запрещен по закону, подписанному Президентом России Владимиром Путиным. И это – большой шаг вперед. Хотя и не решает проблему полностью, особенно с учетом неподвластного нам корейского промысла, в котором используют одноразовые сети – паутинки.
Прагматичные северокорейские рыбаки не хранят использованные сети на своих небольших судах, куда как проще их просто выбросить. Потерянные сети и их обрывки – прямой путь к смерти для тех птиц, которые ныряют за рыбой, запутываются в сетях и задыхаются. Эта проблема усугубляется тем, что и птицы, и морские звери, целенаправленно собираются там, где идет лов рыбы – их привлекают выброшенные за борт отходы.
При обследовании командорских лежбищ морских котиков российские ученые в конце 1970-х – начале 1980-х гг. зарегистрировали 1547 особей с инородными предметами на теле. Среди котиков, имеющих ошейники из различных синтетических материалов, животные с остатками траловых сетей с размером ячеи 120 мм составляли 42,5%. На о. Тюленьем, расположенном у восточного побережья Сахалина, обрывки сетей составляли 66%, веревки – 20%, леска – 8%, упаковочные ленты и ошейники из других материалов – 6%. В Магаданском заповеднике постоянно встречают сивучей в «ошейниках» из упаковочных пластиковых лент, их носит 2-3% особей, более половины из них – с серьезными травмами. А сколько погибло…
На некоторых островах, где за колониями птиц и морских млекопитающих проводят наблюдения, важную роль в их спасении играют волонтеры, которых направляют туда, чтобы они срезали с пострадавших обрывки сетей и выпутывали из них птенцов.
В период размножения птицы, бывает, несут сетевое полотно в гнездо и сами, чтобы создать мягкую выстилку. Больше всех это касается олуш и бакланов. В Финском заливе отмечено, что большие бакланы проявляют все больший интерес к веревкам, сетям, полиэтиленовым пакетам и мусорным мешкам. Если в 2012 году такого рода фрагменты находили в 13% гнезд, в 2016 г. – в 35%, то в 2019 доля гнезд с пластиком возросла до 65%. Выстилка из сетей и веревок, конечно, мягкая, но птенцы в ней запутываются. Пока птенцы маленькие, это, вроде бы, не страшно. Родители исправно носят им пищу, дети растут. Однако вылететь из гнезда им не суждено. Хорошо, если приедут волонтеры и разрежут сети, а если нет – то потомство обречено на гибель.
А другие виды пластика? Морские птицы могут его заглатывать по ошибке, принимая за рыбу или планктон. Крайне трагические истории касаются птиц из отряда трубконосых, в том числе альбатросов – морских странников, которые летают по всему океану в поисках пищи. Они обнаруживают ее с помощью обоняния. Недавние исследования показали, что при разложении в морской воде пластик выделяет пахучие вещества, запах которых похож на тот, который издает фитопланктон при поедании его зоопланктоном. Для морских птиц это знак: место богато пищей, они слетаются к продуктивным пятнам, ныряют в воду, выхватывают из нее подходящие по размеру частицы и несут их своим птенцам, иногда за многие километры. Птенцов они кормят отрыжкой, и вместе с питательной полупереваренной рыбой малыши получают неудобоваримые куски пластика, повреждение пищеварительной системы и смерть. А если учесть, что альбатросы приступают к размножению в возрасте 7-15 лет, откладывают яйца не каждый год, выводят только одного птенца, и на насиживание и выращивание птенца до летного состояния уходит целый год, то становится понятно, какую дорогую цену эти птицы платят за наше неумение обращаться с ненужным пластиком.
По мнению орнитологов, именно трубконосые находятся в группе наибольшего риска. И они же могут послужить индикатором для оценки степени загрязненности морской акватории пластиком. Главный кандидат на эту роль – глупыш. Исследователи из Нидерландов и США определили, что в желудке глупышей частички пластика задерживаются надолго: лишь 75% от них за месяц проходит из желудка в кишечник. Анализ содержимого желудков глупышей позволит делать количественные оценки пластика в море, а поскольку этот вид распространен по всей Арктике, данные из разных частей ареала будут между собой. При этом не обязательно убивать птиц, можно анализировать тех, которые, по несчастью, попали в рыболовные снасти или погибли на берегу. А также извлекать содержимое желудков путем промывания.
Еще одна группа птиц, замеченная в сборе и аккумуляции пластика – чистиковые. Они добывают пищу не с поверхности, как, например, чайки, у которых благодаря этому есть возможность рассмотреть пищевую частицу, прежде чем съесть, а ныряют за ней. Птицы не умеют дышать под водой, и могут находиться там только недолго, времени, чтобы наловить еды, у них очень мало и некогда разбирать, что съедобно, а что – нет. Они полагаются на то, что под водой может быть только еда. Возможность пластиковых обманок эволюцией не был предусмотрен. Один из видов чистиковых - белобрюшка, в желудках этих птиц ученые всегда находят пластиковые шарики – то ли это результат перемалывания пластмассы, то ли префабрикаты – заготовки для процесса производства пластмассовых изделий. В одной птице может быть до сорока кусочков пластика. Птицы путают кусочки пластика с естественным кормом – рачками, что приводит к их гибели. Возможность исследовать содержимое их желудков появляется только когда орнитологи находят труп. Что стало причиной смерти – проглоченный пластик, или что-то иное? Насколько опасна склонность к поеданию пластика для этого вида в целом?
Во всяком случае, не всем птицам он одинаково страшен. Взять, к примеру, чаек. Без них не обходится ни одна свалка, а вот уж где пластика – горы. Более того, именно в полиэтиленовых пакетах часто оказывается что-то вкусненькое, и чайки с энтузиазмом заглатывают пакеты с содержимым целиком, без видимого вреда для себя. Секрет в том, что чайки отрыгивают непереваренные остатки и выдают обратно плотный комочек из спрессованного полиэтилена. Правда, неизвестно, не страдает ли их здоровье, нет ли повреждений в печени, почках или других органах. Этот вопрос пока совершенно не исследован.
И среди чистиковых птиц пластик собирают не все. Люрики на Земле Франца-Иосифа от пластика пока чисты, хотя другие виды птиц в этом районе его находят.
Докладчица, работающая на острове Талан, рассказала о еще одном аспекте вредоносного влияния пластика на птиц. На этом острове расположена колония белобрюшек – небольших чистиковых птиц черного цвета с белым брюхом и пятнами на шее. Птенцы белобрюшки после вылупления следуют за родителем к морю, ориентируясь на белые пятна родительского тела, хорошо заметные на фоне земли. Зарегистрирован случай, когда птенца привлекла белая пятилитровая канистра, он долго тыкался в нее, пока не оказался сначала в горловине, а потом внутри. Его заметили по писку из сосуда и спасли, с тех пор орнитологи очищают берег еще и от этих предметов, которые раньше не казались им опасными.
Сообщения, которые прозвучали на семинаре, касались довольно крупных фрагментов пластика, с которыми птицы имеют дело как с предметами. В принятой классификации кусочки размером более 5 мм относят к морскому мусору. А ведь есть еще и микропластик – частицы менее 5 мкм, которые образуются в результате деградации крупных, а также нанопластик с микронной размерностью. Как они влияют на птиц и других морских обитателей? Об этом практически ничего не известно.
Елена Дмитриевна Краснова