Охотский улит, гнездовой эндемик России, под угрозой исчезновения. Итоги совещания по разработке научных основ его сохранения.
14 ноября 2018 г. в Зоологическом музее МГУ им. М.В. Ломоносова прошло совещание по разработке научных основ сохранения глобально угрожаемого вида куликов, гнездового эндемика России – охотского улита. Это уже второе заседание Рабочей группы по сохранению этого вида, организованное РОСИП.
Общая численность охотских улитов, подсчитанная на местах зимовки, где эти птицы держатся компактно – порядка 1 тысячи особей. В это число входят и взрослые, и молодые птицы первого года жизни. Количество пар, способных к размножению, пока не известно, но, по мнению участников совещания, вряд ли более трёхсот. Кроме малочисленности популяции и ответственности за эндемика орнитологов взволновало, что в последние годы они заметили убыль на местах гнездования. В одних местах, где раньше наблюдали до одного-двух десятков пар, их количество сократилось до нескольких пар, а то и не стало вовсе. Например, на северо-восточном побережье Сахалина, на заливах Чайво и Набильский, они больше не встречаются. Или в проливе Невельского, в устье р.Негирь, где, по данным Владимира Мастерова в 2006-2008 гг. держалось две пары охотских улитов, но после строительства в 2012 г. газопровода, который, вроде бы, не изменил облик места их обитания, этих птиц там не стало.
Охотские улиты – перелетные птицы, на зимовку и обратно они летят Восточно-Азиатским-Австралазийским пролетным путем – самым опасным путем из всех, что есть на нашей планете, из-за массового неконтролируемого отлова в странах юго-восточной Азии. Этот же путь использует кулик лопатень, оказавшийся на грани исчезновения, охраной и изучением которого усиленно занимается РОСИП. Может быть, сокращение популяции охотского улита происходит по тем же причинам? Если эти две проблемы связаны, то их нужно решать совместно.
Однако прежде, чем принимать какие-либо организационные усилия, в ситуации нужно разобраться. Очень уж мало известно об этом виде. Прежде всего выяснилось, что в нынешнем веке орнитологи, несмотря на все усилия, не находили гнезд охотских улитов. Все находки относятся к концу XX века, да и тогда было найдено всего пять гнезд. Есть места, где во время, подходящее для гнездования, встречают пары, которые проявляют беспокойство при приближении людей или хищников, что указывает на возможность гнездования, изредка орнитологи встречают птенцов. Но самих гнезд давно уже не видели. А без этого невозможно не только очертить современный гнездовой ареал, но и оценить успешность гнездования. Сколько яиц откладывает каждая пара, сколько птенцов поднимается на крыло, восполняет ли размножение ежегодную естественную убыль?
На сегодняшний день охотский улит – самый малоизученный кулик России. Для централизации сведений о нем и координации усилий орнитологов под эгидой РОСИП была сформирована рабочая группа. Инициаторами выступили Владимир Пронкевич – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института водных и экологических проблем ДВО РАН и Зоя Ревякина – специалист по орнитофауне севера Сахалина, заместитель директора по науке ООО «Информационно-исследовательский Центр “Фауна”». На совещании они рассказали о том, что известно о местах обитания охотского улита в Хабаровском крае, где проходили экспедиции Владимира, и на Сахалине – в заливе Байкал, где работала экспедиционная группа Владимира Зыкова.
Есть и еще несколько мест, где гнездование вполне вероятно, в том числе – в Магаданской области. И первое, что надлежит сделать – это обследовать другие участки побережья. В том числе – труднодоступные, куда можно добраться только на морском корабле, который нужно арендовать специально для этой цели.
Гнездовья охотских улитов связаны с широкими приморскими лугами. В первой половине гнездового периода основной их корм – маленькие рыбки девятииглые и японские колюшки, которые в изобилии водятся в ручьях и лужицах между куртинами маршевых трав. Однако гнездятся они не на самом лугу, а чуть дальше от моря – в низкорослых разреженных лиственничниках с густыми изогнутыми кронами, которые расположены на торфяном валу между лугом, заливаемым морской водой в прилив, и бугристыми тундровыми болотами. По крайней мере, все найденные доселе гнезда располагались именно на лиственницах.
Единственный ли это вариант гнездования, или есть также и другие? Например, нельзя исключить возможность гнездования на земле. Это тоже предстоит выяснить. Но на данном этапе при поисках новых гнездовий нужно ориентироваться на этот. В поиске потенциально пригодных для гнездования местообитаний может помочь анализ спутниковых снимков земли. О том, как с их помощью можно искать подходящие для куликов места, рассказал на совещании специалист по дистанционному зондированию Дмитрий Добрынин. По его мнению, не всякий приморский луг годится для этих куликов. Условия, подходящие по увлажненности, с мозаикой из травянистых участков, небольших озёр и илистых сырых мест, использующихся в качестве кормовых зон, складываются в устьях рек, защищенных от прибоя. Важным обстоятельством является раннее освобождение территории обитания птиц от снега и льда. После прилета кулики должны иметь возможность питаться на оттаявших озерках и литорали.
Проанализировав условия гнездования на известных участках, можно формализовать их признаки и на космических снимках подобрать аналогичные. Сочетания условий, которые уже известны, позволяют выявить потенциальные гнездовые биотопы в пределах всего ареала и наметить наиболее перспективные участки побережий для обследования. Например, в северной части Охотского моря берега, большей частью, не пологие, без обширных лугов, а если они и есть, то на торфяном валу там растут не лиственничники, а березняки.
Знать точное местоположение гнезда необходимо и для того, чтобы можно было пометить птиц цветными кольцами, логгерами или радиопередатчиками, которые позволят отследить пути перелета отдельных птиц. Попробуй их найди, если плотность гнездования улитов даже в оптимальных для них местах – одна пара на километр берега! Но орнитологи не отчаиваются. Они готовы придумывать разные уловки, приманивать птиц к специально устроенным присадам, транслировать запись криков их соплеменников, на которые птицы прилетают, чтобы прогнать со своего участка «чужака», и тем самым выдают свое присутствие, или записи писка птенцов, к которому не остается равнодушным ни один пернатый родитель. Чтобы, в конце концов, поймать и пометить. Если метить логгерами – самописцами светового времени, то птицу нужно будет поймать дважды: один раз, чтобы прибор повесить, и второй раз – через год, чтобы снять логгер и считать с него информацию. Зная время восхода и заката, можно узнать координаты нахождения птицы за каждый день. Но те, кто уже пытался ловить куликов, знают, что эти птицы очень умные и осторожные, и поймать их дважды одним способом вряд ли удастся. Трудная задача у орнитологов!
Пока что они отрабатывают те же методы на соседях охотских улитов – куликах-травниках. Эти птицы не редкие, ловить их оказалось проще, но нужно еще разобраться, по силам ли им электронная ноша, чтобы в будущем не навредить и без того редким охотским улитам.
Завершил совещание доклад директора РОСИП Евгения Сыроечковского о ситуации на пролете и на зимовках. Оказывается, вся популяция этого вида во время миграции собирается в одном месте – на побережье Китая, в юго-западном углу Желтого моря. Там же находится основное место осенней линьки куликов-лопатней, где в течение двух месяцев держится немногим более ста особей. Судьба обоих видов зависит от одного участка, который попал в программу мелиорации побережья, в ходе которой на месте мелководных осушек появится длинный искусственный остров, самый большой в мире. А илистых отмелей, необходимых куликам, не станет.
Этому проекту орнитологи и природоохранники противопоставляют другой – проект участка мирового природного наследия ЮНЕСКО. Но пока, несмотря на все усилия, вывести этот участок из плана мелиорации не удается. Впрочем, надежда есть. На XIX съезде коммунистической партии КНР ее председатель Си Цзиньпин сделал несколько критических заявлений в адрес программы мелиорации, в частности, что не все участки проходили экологическую экспертизу. По мнению Евгения Сыроечковского, Китай все внимательнее относится к экологической теме. И еще одна надежда – на экономический кризис, начавшийся в Китае, что он помешает гигантским проектам.
На зимовку охотские улиты улетают еще дальше: в Бангладэш, Бирму, Индонезию, Малайзию. Насколько охвачены места зимовки охраной? Сравнение их с местами гнездования – не в пользу последних: на зимовках 18% участков, где обитают эти птицы, входят в состав природных парков и заповедников. В гнездовом ареале охотского улита на материковом побережье Охотского моря ООПТ нет вообще и только на Сахалине один небольшой участок (около 2 кв. км) его выводкового места обитания сохраняется в заказнике регионального значения. Российские орнитологи пытаются это исправить. Хабаровчане во главе с Председателем рабочей группы по охотскому улиту Владимиром Пронкевичем в 2016 г. подготовили эколого-экономическое обоснование для организации ООПТ краевого значения – «Водно-болотное угодье морские заливы Николая, Ульбанский и Константина Охотского моря». Это ООПТ состоит из нескольких кластерных участков, большинство из которых включает гнездовые местообитания охотского улита и имеют всемирное значение. Эта территория числится в «Стратегии развития ООПТ Хабаровского края», рассчитанной до 2020 г., и до этого времени должна быть организована. В 2018 г. они также собрали материал для подготовки обоснования для организации ООПТ регионального значения в Амурском лимане и Сахалинском заливе, куда войдут местообитания охотского улита залива Счастья.
По инициативе сахалинских орнитологов в Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения Сахалинской области на период до 2020 года был включен пункт о расширении заказника «Александровский» на 5000 га для включения в него мест обитания охотского улита на северо-западном побережье Сахалина, где они обнаружили 23-28 пар охотского улита и еще несколько десятков не размножающихся птиц. Совместно с очень активной и влиятельной в тех краях общественной организацией «Экологическая Вахта Сахалина» они подготовили обоснование для включения мест обитания охотского улита в устье р. Даги, где расположено последнее место его гнездования на северо-восточном побережье Сахалина, в Стратегию сохранения биологического разнообразия Сахалинской области на период до 2025 года. Эта Стратегия предполагает создание ООПТ для лососевых рыб, в частности тайменя, а также – специально для охотских улитов, которых там постоянно обитает 1-2 пары. А залив Байкал, как полагают орнитологи, в специальной защите пока не нуждается благодаря своему удаленному географическому положению.
В завершение совещания его участники подчеркнули, что работа по разработке плана действий по сохранению охотского улита находится еще в самом начале пути, и невозможна без данных о распределении, численности и биологии этого российского эндемика в местах его гнездования.