Остров Онекотан – загадочный и прекрасный
Прошедшим летом орнитологи из МГУ им. М.В. Ломоносова и РОСИП участвовали в экспедиции на остров Онекотан – самый малоизученный из островов Курильской гряды. Ее организовали Русское географическое общество и экспедиционный центр Министерства обороны «Восточный бастион – Курильская гряда». Об этой экспедиции рассказывает один из ее участников, сотрудник Зоомузея МГУ, член Правления Русского общества сохранения и изучения птиц Евгений Коблик.
Курильская гряда – один из самых красивых, но труднодоступных и малоизученных уголков России. Поистине «Край Земли»! Лишь несколько Курильских островов (расположенные близко либо к Камчатке, либо к японскому острову Хоккайдо) имеют постоянное население, хоть какую-то инфраструктуру и регулярное сообщение с «цивилизацией». Большинство же – затерянные между Тихим океаном и Охотским морем необитаемые клочки суши.
Начиная с 2019 года Русское географическое общество совместно с экспедиционным центром Министерства обороны организует экспедиции «Восточный бастион – Курильская гряда» в которых принимают участие учёные самых разных специальностей – от вулканологов до социологов. Общее число участников порой составляет до сотни человек за сезон. Костяк «зоологической команды» традиционно составляют орнитологи из МГУ им. Ломоносова (и одновременно из Русского общества сохранения и изучения птиц), принимавшие участие во всех 5 состоявшихся сезонах.
В 2024 году целью двух автономных отрядов экспедиции стали острова Онекотан (Северные Курилы) и Матуа (Средние Курилы). В насчитывающем 60 человек Онекотанском отряде орнитологов было шестеро, и мы уступали числом только вулканологам. В зоологическом отношении Онекотан остается наименее изученным из крупных островов всей Курильской гряды. Поэтому, помимо изучения фауны птиц методами учётов на маршрутах, фотофиксаций, отлова паутинными сетями и выборочного коллектирования, нам пришлось «распространить ответственность» на всех сухопутных обитателей острова. Ставить разнообразные ловушки на млекопитающих и беспозвоночных, бегать с сачком за насекомыми. И даже ловить пресноводных лососевых рыб – гольцов, весьма интересных ихтиологам-систематикам.
Результаты не заставили себя ждать. Были зарегистрированы 53 вида птиц, в том числе 9 видов – впервые для острова (что неудивительно). Они относятся к 10 отрядам и 9 фаунистическим комплексам. Получены репрезентативные данные по плотности населения, сезонному статусу, пространственной дифференциации, ландшафтной и высотной приуроченности птиц. Для ряда видов уточняются вопросы, связанные с принадлежностью к географическим расам (некоторые из предполагаемых рас впервые попали в музейные коллекции России). По сравнению с ранее изученными крупными островами Курильской гряды, нам бросалась в глаза обеднённость видового состава птиц, при очень высокой численности доминантных видов. Это полностью укладывается в проявления островного эффекта, типичного для самых разных элементов изолированных сухопутных экосистем.
Млекопитающие не преподнесли неожиданностей: мы подтвердили наличие на острове двух сухопутных зверей – лисицы и полёвки-экономки; и двух морских – калана и тюленя антура. Не были отловлены насекомоядные, рукокрылые, а также представители амфибий и рептилий. Образцы тканей отловленных гольцов позволят уточнить их систематическую принадлежность молекулярно-генетическими методами. Обширные материалы, собранные нами по беспозвоночным, особенно насекомым, требуют тщательной камеральной обработки и определения, возможно, нас ожидают сюрпризы в виде описания новых эндемичных видов, особенно среди паразитических двукрылых.
Нельзя сказать, что Онекотан оказался изучен нами равномерно. Обширный базовый лагерь из палаток и юрт располагался на берегу бухты Муссель на юге тихоокеанского побережья острова, и в ольховом криволесье немного выше по ручью Резвому. Пробиваться сквозь ольшаник и высокотравье, густо покрывающие береговые отроги проще всего по каменистым ложам рек и ручьёв, почти высохшим в некоторые периоды лета, но превращающимся в бурные потоки с приходом тайфунов. К счастью, рядом с лагерем начиналась утоптанная тропа, поднимающаяся на плакорную часть острова, покрытую кедровым стлаником и участками горных тундр с нерастаявшими снежниками.
Отсюда уже видны правильные конусы вулканов; близкий – Креницына (1324 м н.у.м.) и дальний, на северной оконечности – Немо (1019 м), а также горные хребты между ними. Утомительный «тягун» ведёт к обрывистому краю кальдеры вулкана Креницына, образующей впечатляющее Кольцевое озеро с возвышающимся пиком молодого вулкана. С края кальдеры можно заглянуть и на охотскую сторону острова, обозреть панораму всех Северных Курильских островов. Редко можно увидеть более величественную картину. К сожалению, захватывающие красоты острова открываются только в хорошую погоду, которая посещает Онекотан очень нечасто и совершенно непредсказуемо!
Онекотан имеет 43 км в длину и 17 км в самом широком месте. Сложная логистика, постоянные туманы, длительные периоды ненастья позволили совершить только одну вылазку на северо-запад острова – к озеру Чёрному у подножия вулкана Немо. Для этого пришлось задействовать гидрографическое судно. Труднопреодолимые скальные прижимы ограничивали и наши пешие маршруты по побережьям. Тем не менее, учитывая общие природные закономерности, за 3 с лишним недели исследований мы получили гораздо более полную картину распространения птиц и некоторых других животных на острове.
Самые тяжёлые и рискованные моменты любой экспедиции на острова – высадка на сушу и обратная погрузка на корабль. Многое зависит от погоды, волнения моря, качества и количества плавсредств, объёма грузов, сноровки участников экспедиции и моряков. В этот раз нам повезло – с высадкой с военного корабля уложились за два дня, с посадкой – вообще за один! Но в целом путь от Москвы до рейда Онекотана занял почти 6 дней, а обратный – все 8! Вся эпопея нынешнего года уложилась в сроки с 5 июля по 10 августа. Но нам «опытным курильчанам» долгая дорога стала уже привычной – даже в современную эпоху Курилы продолжают оставаться суровым, едва доступным и слабоизученным «Краем Земли».
Евгений Коблик