РОСИП - добровольное некоммерческое общественное объединение, созданное для совместной деятельности по защите и изучению птиц РФ.
Памяти коллеги: Йост ван дер Вен (Joost van der Ven) 02 февраля 1940 – 20 января 2021

Автор фото: Wim Weijman
Йост ван дер Вен
Joost van der Ven
02 февраля 1940 – 20 января 2021
Конечно, каждый человек – индивидуальность, но таких особенных индивидуальностей как Йост ван дер Вен (Joost van der Ven) в мире - единицы. Но именно такие особенные люди – делают этот мир ярким, запоминающимся, необычным, богатым на удивления и сюрпризы. Многим из тех, кто начал читать эти строки – именно такими прекрасными сюрпризами и запомнится Йост.
И такого редкого человека – все-таки и вспоминать же надо особенно, а не в стиле традиционных In Memorium. Вот и мы вспоминаем Йоста именно так неформально - поочередно и сообща - все трое авторов: Елена Лебедева (ЛЛ), Ян Яап (ЯЯ) и Барт Эббинге (БЭ).
ЛЛ: вспоминаю нашу первую встречу в дни Международной конференции по куликам в Одессе в 1992 году – на экскурсии на Куяльницком лимане, где у меня хватило юной девичьей наглости начать подтрунивать над сотрудником тогда Посольства Нидерландов («ну да, вам же по должности положено быть везде первым и распугать нам всех птиц…»). А потом я вдруг страдала в жилетку слегка удивленного Йоста в отеле, когда на меня наехали одесские чекисты (приставленные, как позже выяснилось, беречь участников конференции, но нифига не разумевшие ни про птиц, ни на английском, а потому меня разозлившие и озадачившие…). И могла ли я тогда, в далеком 1992-м вдруг даже подумать о том, что когда-то я буду вспоминать на русском этого особого человека, сидя на севере Нидерландов и вместе с одним из его давних друзей – и перелистывая страницы жизни Йоста в печали прощания? Уже сейчас, в этих воспоминаниях дома и по e-mail – мы выяснили, что из нас троих пишущих – я была самой последней познакомившейся.
Ян Яап знает Йоста с 1975-го года – хотя они точно могли бы познакомиться много раньше, потому что оба с раннего детства были активными членами знаменитого «Молодежного союза исследователей природы Нидерландов» NJN (Молодежный союз исследователей природы Нидерландов - NJN) – одной из двух крупнейших молодежных природных организаций страны, процветающей и сейчас тоже. Но тогда Йост был чуть старше и был в другой молодежной группе. И познакомились они в итоге тогда – когда Ян Яап, уже вернувшись в Нидерланды после 3-х первых лет работы за рубежом – пришел работать в государственную лесную службу (которая занимается не только охраной лесов, но и особо охраняемых природных территорий, если они находятся в ведении государства.
И Барт тоже знает Йоста с 1975 года, когда Барт выбрал в призывном возрасте альтернативную службу и пришел, тогда уже закончившим Университет Гронингена дипломированным биологом, служить природе - под крыло национального Королевского Института природопользования Нидерландов - этот институт, позднее преобразованный в другое похожее ведомство, занимался связанными с охраной природы научными исследованиями, и там тогда работал Йост. В середине 1970-х Йост работал в Государственной лесной службе Нидерландов, которая руководила этим институтом.
Те годы - 1970-е и 1980-е - по мнению многих про-природных людей Нидерландов – были «золотыми годами в охране природы страны». Именно тогда активно и успешно велась работа по созданию национальных парков на островах Ваттового моря, был организован специальный природоохранный флот, а государственные службы и национальные НПО особенно активно приобретали земельные и водные угодья для целей сохранения природы и природного и культурного ландшафта.
И хотя Йост по образованию был экономистом – свои экономические знания он всю жизнь применял во благо природы и занимался вопросами, так или иначе связанными с природой. Первые годы своей карьеры он работал научным исследователем в уже упомянутом Нидерландском институте природопользования, занимаясь уже тогда экономической оценкой ценностей природных территорий.
Работая в середине 1970-х в Государственной лесной службе Нидерландов, Йост возглавлял инспекцию с 500-и сотрудниками и с годовым бюджетом около 100 миллионов долларов США; под прямым управлением Йоста тогда находилось более 60 тысяч га охраняемых природных территорий. Для многих ОПТ именно тогда были впервые разработаны планы управления; после изучения наилучшего мирового опыта в области территориальной охраны природы – группой активных природоохранников были представлены новые идеи в отношении управления природными резерватами. Тогда же сформировались и получили особый импульс развития многие международные направления работы Нидерландов в области сохранения природы и птиц.
Но при всех важных государевых работах во благо природы и страны Йост с юных лет был и все годы оставался прекрасным натуралистом-биологом и настоящим фанатиком птиц, особенно – любимых им журавлей. Ян Яап вспоминает, что еще в конце 1970-х Йост поделился с ним мечтой детства – увидеть самому в природе все виды журавлей мира. И целенаправленно ездил в самые непредсказуемые места – чтобы эту свою мечту реализовать.
В начале 1980-х годов Ян Яап оказался вместе с Йостом в Венгрии – где тогда начал активно развиваться созданный в 1973 году Национальный парк Хортобадь: Йост знал и любил Венгрию и из всех птиц особенно любил именно журавлей. Именно в Хортобади эти две любови сплелись – и Йост часто ездил туда сам, помогая проектам парка, привозил туда друзей и коллег, и даже помогал проведению там совещаний и конференций (как раз на одной такой встрече – международной европейской команды энтузиастов изучения и сохранения журавлей – оказался тогда вместе с Йостом и Ян Яап).
Из статьи о Йосте на сайте международной организации по сохранению водно-болотных птиц и водно-болотных угодий (Wetlands International) (Статья о Йосте на сайте Wetlands International (на английском)) мы узнаем, что в конце 1980-х Йост проработал несколько лет в качестве помощника директора по развитию Международного бюро исследований водоплавающих птиц в Слимбридже, в Великобритании (в те годы это было IWRB, ныне Wetlands International). Конечно, как мы и предположили – он согласился на эту работу в том числе и потому, что она давала больше возможностей помогать охране и исследованиям журавлей! В дополнение к ежедневным делам и проектам были установлены контакты с Азией и с Азиатским бюро водно-болотных угодий – и еще год, судя по воспоминаниям общих коллег, Йост работал руководителем Азиатского бюро. Именно в то время были начаты знаменитые ежегодные учеты водоплавающих и водно-болотных птиц Азии.
В середине 1980-х годов Йост из Лесной службы в подчинении Министерства сельского хозяйства, природопользования и рыболовства Нидерландов переходит в другой отдел этого же многим известного Министерства и начинает представлять свое ведомство в Посольствах Нидерландов за рубежом - работая сначала в Париже, затем в Абиджане (по Западной и Центральной Африке) и наконец в Москве. И в Москве в качестве советника и руководителя отдела Посольства Йост отвечал сначала за всё пространство СССР (в конце 1980-х годов), а затем с 1991 года и после распада СССР - за работу во всех новых 15-и государствах. Постепенно из-под Посольства в Москве отошли активности в странах Балтии и в Беларуси (и даже Ян Яап не способен сейчас вспомнить – куда и как), но за Украину в 1992-м году как раз все ещё отвечал Йост в Москве, а за страны Кавказа, Закавказья и Средней Азии – много позже и последователи Йоста.
Времена тех самых 1990-х были прекрасным временем многих ярких дел и событий в охране и изучении природы и птиц на пространстве распавшегося Советского Союза – и у Йоста как руководителя всех направлений поддержки от своего Министерства через свое Посольство для всех инициатив в области сельского хозяйства, природопользования и рыболовства – были тогда и ресурсы, и природоохранные и научные знания, и – что сейчас представляется крайне важным - еще и знания экономические (мало кто из людей природных знали, что Йост – экономист по основному образованию!).
И поэтому в те прекрасные годы – при поддержке Министерства и сельхозотдела Посольства – были развернуты работы по многим группам водно-болотных птиц на местах их гнездования – в дельте Печоры, на Колгуеве, на Таймыре и в Якутии, в Новосибирской области и в водно-болотных угодьях Средней Азии, Каспия и Черноморского побережья. Через умную и достаточно простую систему грантов (этого отдела Посольства и иных отделов и даже особых грантов Посла) – поддержаны строительство научно-исследовательской станции в бухте Медуза близ поселка Диксон на Таймыре, проектирование многих новых ООПТ в России, на Украине и в странах Средней Азии. И Йост поддерживал многие международные начинания как просто неравнодушный сотрудник – поддерживая IUCN, WWF, Wetlands International и многих других партнеров в России – но в итоге эта поддержка стала основой развития дела и многолетних человеческих дружб. И конечно и в России любовь Йоста к журавлям продолжала быть источником его вдохновения – и конечно и журавлиный питомник в Окском заповеднике получал внимание, добрые советы и вполне реальные ресурсы в поддержку работы.
Барт и его смешанная команда из русских, голландских, немецких, французских и английских биологов в течение десяти летних сезонов с 1990 по 2008 гг. изучали биологию размножения черных казарок в дельте Пясины, на участке организованного в том числе и при поддержке Министерства и Посольства Нидерландов Большого Арктического заповедника. Эти долгосрочные работы также активно поддерживались и Йостом – в те годы, когда он был советником по сельскому хозяйству в Посольстве Нидерландов в Москве. И хотя Йост очень любил дразнить Барта – что «его черные казарки – такие маленькие птицы» по сравнению с большими журавлями, которых предпочитал Йост, он делал всё возможное, чтобы финансово поддержать полевой проект Барта. И каждый раз, когда экспедиция возвращалась после 2-3 месяцев работы из тундр севера Сибири, Йост щедро угощал всех в московском ресторане, прежде чем проводить на рейс в Амстердам.
И еще, как только сейчас вдруг становится ясно – именно экономические знания Йоста помогли и поддержке невероятно успешного и зародившегося именно в начале 1990-х цветочного, картофельно-семенного, оранжерейно-тепличного, сельскохозяйственно-учебного, молочно-сливочного и другого похожего и процветающего и до сих пор голландского бизнеса в России. И если бы все эти бизнесы так же поддерживали бы и журавлей, и других птиц, и природу… Хорошая была бы память о Йосте!
В 1995 году Йост ушел с официальной министерской службы – и именно пост в Москве оказался последним в его официальной государственной карьере. В те годы можно было оформить ранний уход на пенсию – что Йост разумно и сделал. И продолжал дальше жить так, как ему было в радость и интересно – и даже сделав для реализации разных своих природных проектов скромное бюро Daru Ltd.
ЯЯ: - В 1999-м я уже работал в Москве, и нет, мы в то время совсем не встречались; вдруг в какой-то момент, весной 2000-го, когда я уже даже жил не первый месяц (в том осточертевшем отеле) и вдруг появился Йост, и тогда он был совершенно погружен в проект в Киргизии. И я даже тогда де-юре отвечал за Киргизию тоже – но не было поводов там встречаться / туда ехать, там не было министерством поддержанных проектов.
ЛЛ: - А ты знал, что у Йоста был мега-проект по восстановлению (инкубации, выращиванию, выпускам) горного гуся в Кыргызстане? Я тоже только сейчас узнала (читая публикации!).
ЯЯ: - Нет, и про горного гуся не знал! И на даче в Подмосковье не был – помню, что там было 15 коростелей и что Йост радовался там природе – но потом там все то ли разграбили, то ли сгорело – в общем нет той дачи давно уже.
В 1995-2007-м годах Йост мигрировал, явно задерживаясь где-то на тот или иной срок – между Киргизией, Бирмой (Мьянмой) и Нидерландами. И наслаждался природой и жизнью, и писал книги. И еще, как пишут на сайте Wetlands International – проводил обучения сотрудников. Но Йост же продолжал быть человеком-загадкой!

В 2016-м году Йост опубликовал – как мы только сейчас при написании очерка памяти и узнали – еще одну книгу, которая, наверное, должна считаться художественной прозой (печатное издание ISBN 978-90-8759-606-4; e-book ISBN: 978-90-8759-615-6; van der Ven, Joost, 2016. De freule von Ranix en andere adellijke verhalen). В этом сборнике – семь увлекательных историй о выдающихся титулованных личностях. В заглавной истории про леди фон Раникс, как мы понимаем довольно автобиографичной, нам важно, что её отец лорд фон Раникс – это наследник старинного немецкого дворянства и местный нотариус по гражданским делам в небольшой деревне (в том числе в рассказе он помогает еврейской семье найти приют во время оккупации). И вдруг оказывается – что это на самом деле – художественный рассказ про очень известного достопочтенного нотариуса по фамилии de Ranitz, который с 1939 по 1973 год был мощнейшим двигателем развития организации по сохранению природного и культурного ландшафта провинции Гронинген. Но это, пожалуй, не имеет отношения ни к бывшему СССР, ни к журавлям – хотя несомненно добавляет еще одну загадку к истории жизни Йоста.
Прощание с Йостом из-за общих по всей стране ограничений прошло в узком кругу и транслировалось (и даже доступно к просмотру) на сайте местной протестантской церкви. В Нидерландах принято проводить прощания, чередуя слова с любимыми человеком мелодиями или даже песнями. И час прощания с Йостом был с торжественно-яркой музыкой из венгерской пушты – из тех мест, где он так любил слушать и музыку, и голоса перекликающихся в стае журавлей. Йост ван дер Вен похоронен на кладбище при церкви в деревне Котен (Cothen).
Некоторые зоологические публикации Йоста:
Van der Ven, Joost, 2002. Looking at Birds in Kyrgyz Republic Central Asia // О птицах Кыргызстана. Bishkek. van der Ven, J. 2002. Looking at Birds in Kyrgyz Republic, Central Asia. Daru Ltd. - Advisers for Eastern Europe and Asia. Bishkek. 184 pp. English and Russian language. ISBN: 9967424079 / 978-9967424074.
Vorobeev, G.G. & Joost van der Ven, 2003. Looking at Mammals in Kyrgyzia, Central Asia., Daru Ltd., Doorn, The Netherlands. 246 pp. ISBN 9967 11 184 4 (pbk).
Jusupbaeva, A., Kasybekov, E. & van der Ven, J. 2005. Field Feathers: Annual Report of Birdwatchers in Kyrgyzia 2004. [Пёрышки: Годовой отчет наблюдений за птицами в Кыргызстане.] (in Russian and English). 59 pages, figures, tables. Bishkek: Daru Ltd.
Van der Ven, Joost, 2007. Roze is Een Kleur. ISBN: 9789086840076. Utrecht: Daru Ltd.
Van der Ven, Joost, 2020. Cranes in Myanmar. Daru Ltd., Doorn, The Netherlands. 44 pp. ISBN: 9789090334820.
Авторы: Елена Лебедева-Хоофт, Ян Яап Хоофт, Барт Эббинге