Ошеломляющие результаты международного проекта по кречетке
Кречетка (лат. Vanellus gregarius), близкий родственник обыкновенного чибиса (Vanellus vanellus), за последнее десятилетие из одного из самых загадочных куликов превратилась в одного из самых изученных. В 2004 году начал действовать международный план действий по сохранению этого вида, который помог скоординировать усилия множества ученых и природоохранников.
Гнездовой ареал кречетки некогда простирался от Украины северо-западного Китая и на север до юга Сибири. В XIX веке началась широкомасштабная распашка степей, глубокие преобразования сельского хозяйства продолжились в XX веке, и к началу XXI века сколько-нибудь значимые гнездовья остались только в Казахстане. Поэтому очень важная роль в этом проекте принадлежала Ассоциации сохранения биоразнообразия в Казахстане (ACBK).
Единственное известное ключевое место остановки кречеток на пути миграции, о котором есть данные долгосрочного мониторинга - впадина Маныч в России. По учетам в сентябре 2010 года максимальное число кречеток, встреченное за один день, здесь составило 1070 голов но потом численность ежегодно снижалось, а в 2019 году здесь встретили всего четырех птиц.
В 2004 г. ввиду резкого сокращения численности этого вида BirdLife International отнес кречеток к категории «находящиеся под угрозой исчезновения». По самым пессиместическим оценкам их оставалось всего несколько сотен гнездящихся пар.
Пилотное исследование в Казахстане показало, что основным фактором низкого успеха размножения может быть вытаптывание гнезд домашним скотом. Чтобы предотвратить это в исследованная популяция возле поселка Коргалжын в 130 км к юго-западу от столицы Казахстана была взята под охрану. Потом в Казахстане был проведен широкомасшатбный поиск колоний чибисов усилиями интеранциональной команды. Чтобы обезопасить найденные гнезда пытались применять разные способы защиты от скота, для чего их сначала испытывали купленные в магазине перепелиные яйца, а когда они закончились – крашеные куриные. Но вскоре выяснилось, что в тот год кречетки и сами неплохо размножались. И в следующие размножение тоже было успешным. Нескольких птенцов пометили цветными кольцами.
Однако выживаемость взрослых птиц была низкой, и проблема, как оказалось, не в области гнездования, а на путях миграции и зимовках. Отдельные наблюдения в северо-восточной Африке, на Ближнем Востоке и в Индии указывали на то, что миграционных популяций должно быть больше одной, но об их маршрутах почти ничего не было известно. К поиску подключились орнитологи, работающие в других странах. Голландцы совместно с сирийскими орнитологами зарегистрировали порядка 2000 особей на границе Сирии и Турции, то есть общая численность кречеток оказалась гораздо больше ожидаемого. Зато вскрылась серьезная проблема: нелегальный отстрел. Последующие опросы населения подтвердили это; социальные сети пестрели фотографиями кречеток, разложенных на автомобильных капотах охотников.
В мае 2007 г. три птицы на гнездовых территориях были помечены спутниковыми передатчиками, что привело к ряду прорывов в понимании ключевых участков и маршрутов миграции. После этого осенью 2007 года турецкие орнитологи обнаружили 3200 кречеток в районе Джейланпинар на сирийской границе, снова продемонстрировав, что численность не так низка, как предполагалось вначале.
Район по обе стороны турецко-сирийской границы оказался ключевым местом остановки этого вида как весной, так и осенью. Две птицы, помеченные спутниковыми передатчиками, добрались до Судана, где они провели зимние месяцы; один из них возвращался туда две следующие зимы. А потом помеченную птицу, наконец, увидели. Выяснилось, что, добравшись до мест зимовки, кречетки разбиваются на мелкие стаи, что делает их менее заметными. Там они предпочитают держаться на участках с короткой травой. В Казахстане продолжили метить кречеток передатчиками, благодаря чему отследили, как они летят через Ближний Восток в Африку. Некоторые помеченные птицы провели зиму на севере Саудовской Аравии – там оказалась еще одна ключевая точка.
Большим вопросом был второй пролетный путь – восточный, по которому птицы направляются из казахстанских гнездовий в Индию. И вот ответ: семь помеченных птиц следовали этим маршрутом и постоянно останавливались на границе Туркменистана и Узбекистана, так нашлось еще одно регулярное место остановки. Узбекское общество защиты птиц, зарегистрировало около 400 кречеток на ключевой орнитологической территории Талимаржан. На этом участке во время осеннего пролета максимальное количество кречеток, встреченное за один день, составило 4225 птиц, а общая численность оценивалась в 6000 - 8000. Общемировая популяция оказалась намного боольше, чем считалось ранее, а восточный миграционный путь оказался не менее важным, чем западный (а, может, и превосходит его). Места зимовок были найдены в Индии: около Ахмадабада обнаружена одна из крупнейших когда-либо зарегистрированных зимующих стай в 90 птиц. Нашли зимовки и в Пакистане, где видели стаи по 200 и даже 500 птиц.
Об охоте на восточном маршруте ничего не известно, но ее нельзя сбрасывать со счетов как потенциальную угрозу. Зато другая угроза вскрылась доподлинно – засев степных участков сорго. В одном из районов Судана, где ранее регистрировали меченых птиц, сорго стало основной сельскохозяйственной культурой, и кречетки исчезли. Сорго слишком высокое, чтобы птицы могли использовать эти участки, а стерня, оставшаяся после сбора урожая, слишком густая. Не подходят кречеткам и орошаемые поля, которых в некоторых частях Ближнего Востока становится все больше. По всей видимости, этот тип землепользования будет прекращен.
Источник: BirdLife International
Материал подготовила Е.Д.Краснова