Печальные тенденции у обычных видов птиц

Печальные тенденции у обычных видов птиц

В том, что самые редкие и самые уязвимые виды птиц нуждаются в особых мерах охраны, мало кто сомневается. Для восстановления сапсана, дрофы, журавлей, скопы денег, разумеется не жалко. Но за яркими примерами успешного восстановления нескольких флаговых видов тушуются проблемы обычных птиц. Ну кого волнуют обыкновенные овсянки, полевые жаворонки, садовые горихвостки или деревенские ласточки? В списках IUCN все они значатся как "least concern" - то есть вызывающие наименьшие опасения. Однако, напрасно. Восточно-германский орнитолог Мартин Фладе опубликовал статью в журнале Vögelwelt о состоянии популяций обычных видов птиц в Германии и показал, что дела с ними обстоят вовсе не радужно. 

Полевой жаворонок.jpg
Полевой жаворонк - одна из жертв 
преобразования сельского ландшафта.
Более того, неуклонное снижение численности широко распространенных и многочисленных, в общем-то, видов, оказывается системной проблемой, решать которую гораздо сложнее, чем выручать из беды краснокнижных представителей орнитофауны. Потому что климатическая, энергетическая и сельскохозяйственная политики идут вразрез с сохранением биоразнообразия. Статья так и называется: "От «энергетического поворота» к угрозе биоразнообразию — о положении с охраной птиц в Германии". И пусть вас не смущает, что речь идет о Германии: те же самые проблемы процветают по всей Европе и переливаются через ее края. 

 По данным мониторинговой программы, начатой в 1990 г. и охватывающей обе Германии, картина драматичнейшая: на 23 вида птиц с долговременным трендом в сторону повышения (рост численности/расширение ареала) приходится 51 вид, сокращающий численность и сужающий ареал. То есть, почти половина видовых популяций показывает устойчивый спад.  




Ветряки.jpg
Одна из причин — поворот к "возобновляемой энергетике», в результате чего сельхозугодья превратились в сплошные поля кукурузы, выращиваемой по интенсивным технологиям. Обработка полей против вредителей совпадает с сезоном размножения, и птицам нечем выкармливать птенцов. В этой технологии нет места парам и залежам, поэтому пернатым еще и негде жить  — кукурузные поля для этого не подходят. Вторая проблема — интенсификация использования лесов, где все настолько прибрано, что нет ни валежника, ни сухих деревьев, а как без них лесным птицам? Совсем неожиданно, что наиболее сильное сокращение демонстрируют традиционные синантропы, обычные виды городов и деревень — ласточки деревенская и городская, чёрный стриж, воробьи домовый и полевой, горихвостки обыкновенная и чернушка и пр. В этой группе сокращаются 14 из 20 видов! Причина? Преобразование деревень в чистенькие спальные районы города с твёрдым покрытием дорожек и коротко стриженными газонами. Ни садов, ни огородов, ни скота. И результат тот же — сокращение птиц. Следующее — ветровая энергетика как мясорубка на пути мигрирующих и кочующих птиц. У некоторых видов убыль от гибели при столкновении с крыльями ветряков не компенсируется размножением. Выходит, такие "передовые" энергетические технологии, как биотопливо и ветровая энергетика, которые еще недавно казались экологичными, вовсе не таковы. 

Что делать? Ответа пока нет. Но зато автор сформулировал вопросы, на которые ученые должны дать ответы, чтобы стало возможным остановить эту тенденцию. 

Все это  — серьезный аргумент в пользу программы по мониторингу обычных видов птиц, в том числе у нас в России. 

За эту статью Мартин Фладе получил премию Немецкого орнитологического общества (Deutsche Ornithologische Gesellschaft, DO-G) имени Ганса Лёрля за 2013 г. 

Вот библиографическая ссылка: 
Flade, Martin, 2012. Von der Energiewende zum Biodiversitäts-Desaster – zur Lage des Vogelschutzes in Deutschland // VOGELWELT, 133: 149–158. 

Ссылка на саму статью (на немецком языке).

А здесь выложен перевод статьи на русский язык.

Возврат к списку

Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение