Строительство водного пути Е40 со спрямлением Припяти не должно получить инвестиций от Европейского банка реконструкции и развития

Строительство водного пути Е40 со спрямлением Припяти не должно получить инвестиций от Европейского банка реконструкции и развития


Проект восстановления магистрального водного пути Е40, который соединяет Балтийское море с Черным морем и включает строительство гидротехнических сооружений в трех странах: на Висле, Днепре, Припяти и Днепро-Бугском канале — масштабный и экологически вредный проект. Общественники и ученые Беларуси, Украины и Польши выступают против реализации такого проекта, так как существует прямая угроза утраты мест обитания и произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, редких биотопов и природных ландшафтов, ухудшения гидрологического режима, снижения рыбных запасов. При строительстве водного пути Е40 будут затронуты особо охраняемые природные территории национального и международного значения — Рамсарские угодья, Natura 2000, Изумрудная сеть и Территории, важные для птиц. Реализация этого проекта входит в противоречие с обязательствами наших стран в рамках реализации Бернской конвенции, Боннской конвенции и других международных документов в области охраны природы. Не говоря  уж о том, что предполагается провести углубительные работы на территориях, расположенных ниже по течению Припяти от Чернобыльской атомной станции, и захороненные радионуклиды могут вызвать радиоактивное загрязнение.


Одним из основных потенциальных инвесторов проекта может выступить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Поэтому коалиция "Стоп Е40" обратилась к руководству Банка с разъяснениями экологических рисков. На состоявшейся онлайн-встрече экологи рассказали о том, какими серьезными окажутся и экологические последствия реализации проекта. Спрямление русла Припяти и изменение гидрологического режима огромной территории нанесет непоправимый урон ландшафтному и биологическому разнообразию не только Беларуси, но и всей Европы. Поскольку ось предполагаемого строительства проходит через целый ряд особо охраняемых природных территорий, в случае реализации проекта будет нарушено международное природоохранное законодательство, в частности, положения Рамсарской и Бернской конвенций.

Расчеты подтверждают, что экономическая выгода от реализации проекта тоже выглядит крайне сомнительной, а огромные инвестиции, вложенные в это строительство, могут просто не окупиться.

Глава беларусского представительства ЕБРР Марина Петрова заверила, что на данный момент ЕБРР не рассматривает вопрос строительства водного пути Е40: по нему не только нет итогового решения, но и не начиналась оценка и проработка.
В случае рассмотрения этот проект непременно получит статус “А”. Согласно экологической и социальной политике банка, эта категория присваивается проекту, если в будущем он может стать источником потенциально серьезных экологических или социальных воздействий, которые на момент присвоения категории трудно определить или оценить без проведения детальных исследований и анализа. Такой проект подлежит обязательной всесторонней оценке на соответствие высоким европейским стандартам. у ЕБРР есть экологический и социальный запретный список. ЕБРР заведомо прямо или косвенно не финансирует проекты, включающие деятельность, запрещенную международными конвенциями об охране биоразнообразия или культурного наследия. На пути Е40 находится две территории, охраняемые Рамсарской конвенцией: национальный парк “Припятский” и республиканский заказник “Средняя Припять”, которые пострадают в первую очередь. Поскольку существенно изменится гидрологический режим всего региона, чувствительным будет влияние и на другие близлежащие Рамсарские угодья.

Возврат к списку

Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение