РОСИП - добровольное некоммерческое общественное объединение, созданное для совместной деятельности по защите и изучению птиц РФ.
Ученые против сплошных рубок погибших лесонасаждений вокруг Байкала
Два года назад Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Процесс его подготовки ко второму чтению тянется уже третий год, однако все его версии, включая последнюю, подверглись острой критике со стороны научной и широкой природоохранной общественности. В частности, в начале сентября текущего года в адрес Президента Российской Федерации направлено обращение, которое подписали 87 деятелей науки и охраны природы, известных и авторитетных в профессиональных кругах специалистов.
Первоочередное опасение экологов вызывает норма, допускающая проведение сплошных рубок погибших лесонасаждений в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
В ожидании финальной редакции законопроекта возникла волна выступлений апологетов критикуемого законопроекта.
29 сентября нынешнего года газета «Коммерсант» опубликовала комментарий руководителя Рослесхоза И.В. Советникова. Он выразил уверенность, что обсуждаемый сейчас законопроект «позволит убрать погибшие деревья» и что опасения о поджогах леса злоумышленниками для заготовки древесины беспочвенны. «Мы, конечно, прислушиваемся к ученым. Именно по Байкалу мы специально прописали многоуровневую систему защиты от таких фактов. Считаем, что, если лес погиб, единственный способ его восстановить — срубить и посадить новый» — сказал глава Рослесхоза».
Но это не так, и, более того, противоречит требованиям лесного законодательства. Лесной кодекс РФ (статья 62) предусматривает, что лесовосстановление может осуществляться тремя способами – естественным, искусственным или комбинированным (причём сплошные рубки требуются только для искусственного).
Примерно 95% лесов, гибнущих в России от пожаров, восстанавливаются совершенно естественным образом – без сплошных санитарных рубок и специальной посадки. Леса вообще хорошо умеют восстанавливаться сами – они успешно с этим справлялись на протяжении четырехсот миллионов лет своего существования на нашей планете. И в современной России примерно 4/5 воспроизводства лесов приходится на их естественное возобновление.
Посадки могут быть нужны там, где способность лесов к естественному восстановлению почему-то утрачена (но это никак не центральная экологическая зона Байкальской природной территории). Либо там, где экономически важно получить как можно больше ценной товарной древесины (но предназначение лесов центральной экологической зоны совсем иное – защита экосистемы Байкала).
Зато навредить экосистеме искусственные посадки леса способны.
Во-первых, тяжелая техника, без которой не обойтись при подготовке почвы в тайге, неизбежно спровоцирует эрозию, смыв глины, песка и биогенных элементов в озеро, то есть приведет к загрязнению Байкала. А, ведь, низкое содержание солей и высокая прозрачность – главные особенности Байкала и условие жизни его уникальной биоты – обеспечиваются именно ненарушенностью почв и напочвенного покрова.
Во-вторых, в результате посадок, не произойдёт восстановления погибшей естественной экосистемы – возникнет совсем иная, и требование охраны природы Прибайкалья будет не просто нарушено – оно будет нарушено навсегда.
В-третьих, густые хвойные молодняки очень пожароопасны. Эта их особенность хорошо известна лесникам. В противоположность, естественное самовосстановление мелколиственными породами – березой, осиной, ольхой – снижает горимость лесов. Естественное возобновление обеспечивает мозаичность лесного покрова, которая создает природные препятствия для распространения огня.
В-четвертых, к повышению пожарной опасности приведет и неизбежное строительство разветвленной инфраструктуры, а также широкое привлечение трудовых ресурсов – а именно дороги и люди являются главными источниками пожаров в лесах.
Масштабы пожаров могут вырасти на десятки процентов, а то и в разы. Но необходимых сил и возможностей, чтобы с этими пожарами справиться ни у Рослесхоза, ни у регионов не было, и нет.
И, наконец, какими бы благими ни были намерения самого Рослесхоза и органов лесного хозяйства на местах, исключить недобросовестное использование санрубок в полной мере невозможно: если не поврежденный огнем лес рубить нельзя, а поврежденный – можно, он наверняка будет гореть. В последние годы санитарные рубки стали одним из самых криминальных видов рубок.
Позиция экологов, обозначенная в их обращении такова:
"Подготовленная на сегодняшний день редакция законопроекта № 387575-8 не соответствует задаче сохранения уникальной экологической системы озера Байкал, выполнение которой, согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», характеризует достижение национальной цели «Экологическое благополучие»".
Авторы обращения просят Президента России не допустить принятия этого законопроекта в формате представленных поправок. Итоговая редакция законопроекта должна быть направлена на решение социально-экономических проблем региона, но сохраняя при этом должный уровень правовой защиты уникальной экосистемы Байкала.
Подробнее на сайте Экспертного совета по заповедному делу:https://zapovedcouncil.ru/goryachaya-osen-2025-goda/
Источник фото: https://www.russiadiscovery.ru/news/dostoprimechatelnosti_baikala/
