Вернется ли эндемик на Родину?

Вернется ли эндемик на Родину?

Судьба гуамского подвида микронезийских зимородков, или микронезийской альционы (Todiramphus cinnamominus cinnamominus), решается прямо сегодня. Он давно исчез из природы и сохранился только в зоопарках. Хотя в неволе эти птицы неплохо размножаются, для сохранения подвида необходимо вернуть их в природу. Но ждет ли их утраченная родина? 

Печальная история этой птицы началась после Второй мировой войны, но виной – вовсе не военные действия, а древесные змеи. Единственное место, где обитали эти золотистые насекомоядные птицы из семейства зимородковых - остров Гуамо (самый южный в архипелаге Марианских островов), оккупировали ядовитые змеи - коричневые бойги (Boiga irregularis). Они «зайцами» прибыли сюда на грузовых судах, освоились и расплодились настолько, что их численность достигала 2 тысяч особей на квадратный километр. 

Эти змеи относятся к группе заднебороздчатых — ядовитые зубы у них находятся глубоко во рту, поскольку крепятся к задней части верхней челюсти. Для людей они не опасны, но для других обитателей острова Гуамо стали настоящим бедствием. Если в корабельных трюмах змеи охотились на мышей, то на острове их они накинулись на птичьи яйца и птенцов. 

Змея.jpg
Инвазивный вид змей - коричневая бойга 
(Boiga irregularis) - причина вымирания 
гуамского подвида 
микронезийского зимородка
 
Успех инвазивных змей оказался полным и необратимым: птиц становилось все меньше и меньше. В том числе эндемиков. В 1980-х годах, когда численность микронезийских альцион сократилась до 29 особей, орнитологи предприняли решительные меры. Они постарались выловить всех птиц, оставшихся в живых, и перебросить в зоопарки. К счастью, альционы оказались не капризными, согласились размножаться в неволе, и за прошедшие 30 лет их численность удалось довести до полутора сотен. 

Следующим шагом должно быть их возвращение на родину. Но что их там ждет? Вопрос, как грустно шутят, на миллион долларов. 

Дело в том, что, несмотря на все усилия по истреблению, коричневые бойги вовсе не собираются сдавать позиции. В 1994 году змеям был объявлена война. На борьбу с ними были направлены собаки, специально обученные на их поиск, всевозможные ловушки, звуковые барьеры, змей уничтожали вручную, к этому было привлечено едва ли не все население острова. Ежегодно на борьбу с коварными рептилиями тратили 3 млн долларов. В 2015 году вдобавок ко всем этим мерам была предпринята попытка извести змей при помощи ацетоминофена, смертельно ядовитого для них и почти безвредного для других животных. Этот препарат инъецировали в мертвых мышей и разбрасывали их на парашютиках с вертолета по всем джунглям. Расчет был на то, что парашюты застрянут в древесных ветвях, и отравленные мыши будут доступны только змеям-древолазам. Если змея съест такую мышь, не долее, чем через сутки она погибнет. Это не жестокость, ведь от змей нужно избавиться во что бы то ни стало. Иначе оставшимся птицам на острове не выжить. А уж тем более, туда нельзя выпускать драгоценных альцион, на разведение которых тоже ушло немало сил и средств. 

Пока шла борьба со змеями, подкралась другая проблема: территории, прежде необжитые, стали заселять люди. В частности, власти США предоставили на острове земли для семей военнослужащих военно-морских сил США. 

Возникло другое предложение: переселить редкий вид птиц на какой-нибудь другой остров, еще не зараженный змеями. Но для того, чтобы подготовить его к приему нового вселенца, там тоже потребуются немалые финансовые вложения. 

Ученые считают, что на решение этой проблемы осталось всего 5-10 лет, иначе будет поздно. Почему, спросите вы, ведь альционы хорошо чувствуют себя в зоопарках? Хорошо-то хорошо, но ограничение их численности, которое диктуется возможностями зоопарков, приводит к тому, что беднеет их генофонд. Последствия могут быть самые печальные: распространение наследственных заболеваний, накопление врожденных дефектов, увеличение смертности. Избежать этого можно только предоставив птицам широкую возможность размножаться на воле. 

Но самое печальное, что от тщетных многолетних усилий по возвращению среды обитания этих птиц в исходное состояние, у людей опускаются руки. Биологи замечают у населения и властей утрату интереса к проблеме альцион, а вместе с ними – и отказ от надежды, что возвращение в природу невольников, потерявших родину, вообще возможно. 

Защитники птиц организовали петицию, в которой они взывают к помощи военно-морских сил США и просят их останавливать усилия до тех пор, пока альционы не вернутся в родные края. Подписать эту петицию может каждый, независимо от того, в какой стране он проживает.

Возврат к списку

Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение