Птицы и авиация: как отпугнуть, сохранив птиц и самолеты?

Птицы и авиация: как отпугнуть, сохранив птиц и самолеты?
Биоакустическая установка АЭРО-1С в аэропорту Южно-Сахалинска

Столкновение с птицами представляет серьезную угрозу для авиации. Воздушные катастрофы с участием птиц происходят не часто, но если такое произойдет, самолет получает существенные повреждения, а авиакомпания несет огромные финансовые потери из-за задержек рейсов, затрат на запасные части и ремонт. Считается, что больше всего проблем создают виды птиц весом от 300 г. и более, однако и средних размеров птицы представляют опасность для самолетов. А, ведь, среди них есть редкие, и даже занесенные в Красную книгу, и это еще одна серьезная проблема. 

 Согласно российскому законодательству все аэропорты России обязаны, во-первых, организовать эколого-орнитологические обследования на своей и прилегающих территориях и, во-вторых, подробно описывать все инциденты с птицами. Это позволяет минимизировать риски, а заодно уменьшает ущерб пернатым, обитающим на приаэродромных территориях. Среди членов Сахалинского отделения РОСИП есть сотрудники аэропортов, выполняющие работы по предотвращению инцидентов с птицами, и специалисты, оказывающие аэропортам экспертные услуги по орнитологическим обследованиям и расследованиям происшествий с птицами. 


Чайка-250 для сайта.jpg  
Молодая тихоокеанская чайка погибла   
от столкновения с воздушным судном

В 2015 г. Сахалинское отделение РОСИП выполнило эколого-орнитологическое обследование аэропорта «Южно-Сахалинск», в результате которого были разработаны рекомендации авиационному персоналу. Мы рекомендовали удалить с лётного поля кустарники и кустарнички, регулярно скашивать на нем траву, и тем самым сделать эту территорию неинтересной для птиц. Важно, чтобы на летном поле не было увлажненных и заболоченных участков, которые могут привлекать водоплавающих птиц во время пролета, а если они есть – их необходимо осушить. Применяя биоакустические установки можно и нужно устранить условия для гнездования птиц на крышах зданий и аэродромных сооружений – мачтах освещения, дымовой трубы котельной, антеннах сотовой связи. В период весенней миграции птиц особенно эффективны передвижные установки «Bird Gard» Super Pro и «Сигналы охотника». Защитные сетки, установленные над руслами водоёмов, если они есть в пределах аэродрома, защитят воздушные суда от вспугнутых птичьих стай при посадке и взлете. Поблизости не должно быть помоек и свалок, которые неизбежно привлекают птиц, а пищевые отходы самолетных и аэродромных кухонь должны храниться в закрытых контейнерах и утилизироваться в недоступных для птиц местах. В светлое время суток на летном поле не должно быть земляных работ, поскольку разрыхленная почва облегчает кормление птиц, питающихся беспозвоночными, в том числе и крупным видам чаек. Во избежание прилёта мелких птиц, которые в свою очередь привлекают крупных хищников, в радиусе 15 км от аэродрома не должно быть звероводческих ферм, скотобоен, свинарников, коровников, птицеферм, звероферм, рыбных прудов. Администрации Сахалинской области мы рекомендовали закрыть существующий полигон твердых бытовых отходов и перенести его за пределы 15 км зоны.  

Аэропорту для отпугивания птиц было рекомендовано приобрести биоакустические установки «Универсал Акустик», АЭРО-1С и «Bird Gard» Super Pro и предложена схема их расположения. Восточно-сибирских, сизых, озерных и чернохвостых чаек и бургомистров, которые часто оказываются виновниками столкновений, можно отпугивать с помощью ветровой машины. 

Эффективность наших рекомендаций подтверждена опытом. За два года после установки биоакустических установок на приаэродромной территории «Южно-Сахалинска» не зафиксировано ни одного столкновения с птицами. 

Координатор проекта – руководитель Сахалинского отделения РОСИП, кандидат биологических наук Павел Сергеевич Ктиторов (pktitorov @ gmail.com)

Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение