Д. Памфрет и А. Ли. В Китае растет движение по борьбе с браконьерством

Д. Памфрет и А. Ли. В Китае растет движение по борьбе с браконьерством

Джеймс Памфрет (James Pomfret) и Анита Ли (Агенстство, «Рейтер», южный Китай) 
В переводе Е.Д.Красновой 

• По данным китайской полиции оборот незаконной торговли дикими животными и растениями в 2017 году составил 403 млн. долларов США. 
• По оценкам экспертов ежегодно в Китае отлавливают 7-10 миллионов птиц. 
• Из-за браконьерства овсянка дубровник оказалась на грани вымирания, в опасности и другие виды птиц.

Озеро Поянху́, Китайская народная республика, май 2018 г. 

Последние девять месяцев Лиу Идан почти всегда в дороге, её черный джип курсирует с юга Китая на север и обратно. Каждый день похож на предыдущий: подъем до рассвета, выезд из дешевой гостиницы, и весь день – прочесывание местности, чтобы охранять птиц и уничтожать орудия, которыми их убивают. Лиу Идан – активистка движения «зеленых». 

Озеро Поянху́ — крупнейшее в Китае пресноводное озеро, в провинции Цзянси на правом берегу реки Янцзы. Это излюбленное место остановки перелетных птиц, где их ждет не только отдых, но и браконьеры. 

Весенним утром 52-летняя китаянка осматривала рисовые поля риса в видавший виды бинокль. Вместе с ней в черном внедорожнике было еще трое: веселый толстяк с деревянными буддийскими молитвенными бусинами на шее, именуемый «Большим драконом», за рулём – ее сын, и Юэ Хуа - тихий паренек в красном анораке. Заднее стекло совсем завалено барахлом, накопленным за долгое время их путешествий. 

По кругу пустили перекус, но Лиу было не до этого. Молча, не отвлекаясь на шутки мужчин, она напряженно смотрела в бинокль. «Останови машину! » - вдруг скомандовала женщина. Все умолкли, внедорожник остановился. 

Из-под резинового коврика Лиу вытащила мачете и выбежала из машины. Перескочив через дорогу, она направилась куда-то по вязкому рисовому полю. Поодаль, слегка покачиваясь на прохладном ветру, стояли два высоченных бамбуковых столба. В воздухе между столбами трепыхались и будто левитировали какие-то непонятные фигуры. Когда подошли поближе, поняли: это птицы, несколько десятков, они запутались в натянутой между столбами почти невидимой сетке. 

 «Этот еще теплый» - покачала головой Лиу и грустно погладила пестрые перышки умирающей птицы; это оказался цветной бекас – кулик с белой полосой над блестящим глазом, нечасто удается его увидеть. «На час бы раньше – и мы могли бы его спасти». Лиу вскинула мачете и рубанула между столбов. Ничего не получилось. Снова, и снова женщина рубила сеть. На помощь поспешил Юэ Хуа и помог раскромсать сеть на мелкие кусочки. Дело сделано. 

 Лиу, Юэ Хуа и их товарищи не одиноки. По всему Китаю растет и ширится сеть «зеленых» наблюдателей, олицетворяющих охрану природы этой страны. Это обычные люди, которых раздражает бессилие чиновников, и они добровольно жертвуют время и средства на борьбу с ухудшением состояния окружающей среды. И это при том, что лидер китайского государства Си Цзиньпин не приветствует инакомыслие, и на гражданское общество, в целом, наложены серьезные ограничения. Но для «зеленых» добровольцев сделано исключение. Китайская общественность стремится к лучшему качеству жизни и крайне озабочена прогрессирующим загрязнением окружающей среды. Спрос в Китае на слоновую кость, рога, кости, плавники и чешую таких видов, как африканский черный носорог, суматранский тигр и китайский панголин, хорошо известен. Но о том, какие тяжелые потери несут перелетные птицы, без удержу отлавливаемые в многочисленных китайских деревнях, знают не все. 

Браконьерство 

Каждую осень более 50 миллионов птиц совершают одно из самых эпических путешествий, перелетая на тысячи километров от арктических гнездовий, в том числе из Сибири, в теплый климат Юго-Восточной Азии и Австралии. А весной - обратно. Но есть на их пути узкое место, или, как говорят ученые «бутылочное горлышко» пролетного пути, и расположено оно в Китае. И там, между горными хребтами и вдоль побережья Желтого моря птиц поджидают орды браконьеров, вооруженные сетями-невидимками, ядовитой приманкой, клеем, металлическими ловушками и мерцающими стробоскопическими лампами. 

Схема миграций-600.jpg

























Нельзя сказать, чтобы китайским властям это было безразлично: они взяли серьезные обязательства по сохранению мест обитания птиц, в начале 2018 года  пообещали остановить мелиорацию побережья. Но с браконьерством ничего сделать пока не удается. Это стало своего рода «экологической нишей» для «зеленых» активистов, подобных Лиу, которые стремятся изменить ситуацию по всей стране. 

«По всему миру птицы летают беззаботно, пока не окажутся в Китае, где, зачастую, встречают свой конец» - говорит Лиу. «Весной и осенью сетки – повсюду. Всех их не перережешь. По всему миру птицы летают беззаботно, пока не окажутся в Китае, где зачастую встречают свой конец» - говорит Лиу. «Весной и осенью сетки – повсюду. Всех их не перережешь». 

Постоянный пресс отлова поставил на грань исчезновения овсянку дубровника – маленькую желто-коричневую птичку, питающуюся, в основном, рисом, которая прежде была весьма многочисленной, и их тысячами отлавливали в период пролета через Китай. Ученые напоминают: нечто подробное уже было, и дубровник может повторить судьбу североамериканского странствующего голубя, некогда одной из самых многочисленных птиц в мире. 

В такой же опасности оказались и другие виды: кулик-лопатень, нырок бэра, охотский улит, и еще несколько видов овсянок. На них специально не охотятся, тем не менее, они попадают в сети и гибнут. Отлов негативно влияет и на те популяции птиц, которые уже оправились от массированного уничтожения среды их обитания, включая прибрежные илистые осушки, водно-болотные угодья, луга и леса, сопутствовавшего головокружительному взлету второй по величине экономики мира. 

Государственная администрация лесного хозяйства Китая в отношении браконьерства любого рода придерживается политики «нулевой терпимости». Но при этом, по экспертным оценкам, каждый год Китае отлавливают 7-10 миллионов диких птиц, намного больше, чем признано официально. Эта оценка основана на общедоступных данных, научных исследованиях, общенациональных наблюдениях «зеленых», а также на интервью с китайскими официальными лицами, торговцами дикими животными и экспертами-натуралистами. Китайские власти отказываются ее комментировать.  

Согласно опросу, проведенному природоохранной группой в центральном Китае, до восьми миллионов птиц также погибают в сетях, установленных возле 218 аэропортов с целью предотвращения столкновения птиц с самолетами. 

В настоящее время Китай считается одним из самых браконьерских мест в Азии наравне с Индонезией, чьи леса браконьеры полностью зачистили от певчих птиц. 

«Зеленые» дружинники  

Собирая материал для этой статьи, мы опросили около десятка «зеленых» волонтеров. Кто они? Это обычные офисные работники, любители природы, буддисты, студенты и даже бывшие браконьеры. Они все смелее выполняют свою работу: выслеживают и задерживают браконьеров. Одному из лидеров «зеленой» сети на юге Китая, учителю, приходилось участвовал в скоростных автомобильных погонях, на него нападали головорезы. Он встретился с корреспондентом агентства Рейтер во время ночного патрулирования в фургоне, укомплектованном большой навигационной панелью GPS, камерами с телеобъективами, записывающими устройствами, беспилотником с видеокамерой, который он запускает над опасными или отдаленными районами. По его словам, около двадцати добровольцев тайно внедрены в браконьерские торговые сети. Так они собирают важные сведения для перехвата перевозок на грузовиках, самолетах и поездах, что уже привело к сотням арестов. «Это рискованно, но еще хуже, если мы не будем ничего делать» - заявил он в своем интервью. 

Большая часть контрабанды переправляется на юг к теневым торговцам при крупных оптовых рынках, специализирующихся на охотничьих трофеях. Недавно на овощном оптовом рынке города Цинъюань, в южной провинции Гуандун, дружинники обнаружили штабеля ржавых, полных экскрементов клеток с дикобразами, дикими кабанами, сурками, чернобурыми лисицами, фазанами, белолобыми гусями, саджами, голубями и павлинами, и все это демонстрировалось открыто. 

Было еще ранее утро, но базар размером в пять футбольных полей уже был в самом разгаре, грохотали грузовики и тележки, из клеток доносилось щебетание и хрюкание. Дружинник, учитель по профессии, в темных очках и с мягким голосом, подсказал, что самые ценные товары, такие как совы, дубровники, панголины и черные мунтяки (небольшие олени), часто прячут в грузовиках, стоящих неподалеку, откуда перегружают в небольшие быстрые фургоны и развозят по всей провинции. 

«Все происходит очень быстро, - сказал он, - обычно по ночам. Полиция не может их застать. - И добавил: - Они (браконьеры) могут заработать денег даже больше, чем торговцы наркотиками. Если их поймают, будет просто небольшой штраф. Наказание очень слабое». 

В разрешении, выданном Бюро управления лесным хозяйством провинции Цинъюань оператору рынка, указаны квоты на продажу животных: 30 000 кабанов, 10 000 мунджаков, 100000 килограммов королевских полозов, 30 000 килограммов кобр, 100 000 бамбуковых куропаток, 200 000 фазанов, 100 000 горлиц и 10 000 крякв общей стоимостью 250 миллионов юаней с учетом действующих розничных цен. В разрешении указано, что все животные должны быть выведены законным образом. Торговцы должны иметь действительные свидетельства о разведении, но проверить это практически невозможно. 

Хуан Чуньцзян (Huang Chunjiang), представитель Государственного управления лесного хозяйства, отвечающий за рынок, в интервью агентству Рейтер сказал, что ситуация ухудшается. Несколько лет назад был закрыт еще один рынок, и в результате поток теневых торговцев затопил рынок провинции Цинъюань. «Для правительства это головная боль, потому что на рынке будут для вида торговать легальным товаром, а что происходит за кулисами, не знает никто». 

Миллионы браконьерских птиц  

В коалиции «зеленых» - уже тысячи добровольцев, объединенных примерно в 40 групп в разных провинциях Китая. Им хорошо известно, что в большинстве сельских округов ловля птиц сетями - явление обычное. Корреспонденты Рейтер побывали в трех китайских провинциях: Цзянси, Аньхой и Гуандун, и возле десятка деревень сами увидели эти сети. По данным Государственного управления лесного хозяйства, за нелегальный отлов прий было арестовано 84 человека и изъято 123 000 птиц. Но в одном только Синьцзяне на северо-западе Китая, по мнению Роллер Ма Минг, исследователя из Института экологии и географии Синьцзяна, подсчитал, каждый год отлавливают не менее 200 000 гусей, уток, лебедей и других водоплавающих и околоводных птиц, в том числе аистов и журавлей, которые находящихся под охраной закона. Так что офоициальные цифры сильно занижены. Общенациональной оценки у Роллера нет, но она должна превышать один миллион. Наибольший размах браконьерства - в восточном Китае, где концентрируются мигрирующие птицы. За диких птиц китайские покупатели часто готовы платить больше, чем за домашних, считая их более здоровыми и более питательными. 

Ли почти ежедневно имеет дело с сообщениями добровольцев и фотографиями товарных партий диких животных; по его оценке в провинции Гуандун, где спрос самый большой, ежедневно продается, по меньшей мере, двадцать тысяч диких птиц, или 7,3 миллиона в год. В сезон пиковой миграции, осенью, эта величина больше. «В пиковые периоды в одной партии может быть 120 000 птиц. На спаде - 10 000 (в каждой партии)» - сказал Ли. Обобщенные данные его сети показывают, что в Китае ежегодно отлавливают от 7 до 10 миллионов птиц. С такой оценкой согласен и ряд других экспертов. 

Иоханнес Камп, биолог из Мюнстерского университета в Германии, изучавший отлов птиц в Азии, считает, что порядок верный. «Но я должен предупредить, что дать достоверную оценку очень сложно. Интуиция подсказывает, что численность отлавливаемых в Китае птиц измеряется, по крайней мере, десятками миллионов особей». Это сопоставимо с тем, сколько птиц отлавливается каждый год в средиземноморском регионе: по данным международной организации по охране птиц BirdLife International это 25 миллионов птиц. 

Следующий за странствующим голубем? 

В октябре прошлого года в аэропорту г. Шэньчжэнь команда добровольцев обнаружила 16 коробок из пенополистирола общим весом 448 кг, в которых находилось 18 000 птиц, в том числе 2000 овсянок-дубровников, доставленных сюда грузовым самолетом из г. Тяньцзинь. Перекупщики приобретают дубровника за два юаня, а в провинции Гуандун, где эта птица считаются деликатесом, выручают не менее 120 юаней (19 долларов США). Такую огромную прибыль приносит торговцам вид птиц, находящийся под угрозой исчезновения. 

Некогда миллионы дубровников ежегодно перекочевывали с юго-востока Азии через Китай в Европу вплоть до Скандинавии; теперь этот вид в большинстве стран Евразии исчез, и вымирает он, по большей части, из-за китайского спроса.  

В прошлом году Международный союз охраны природы (IUCN) признал дубровника видом, находящимся под критической угрозой - это самая тревожная категория, на грани исчезновения в дикой природе. Многие проводят параллель со странствующим голубем, некогда одной из самых многочисленных птиц в мире. Их были миллиарды, и несколько десятилетий на них повсеместно охотились как на безграничный источник пищи. Последний странствующий голубь, самка по имени Марта, умерла в зоопарке Цинциннати в 1914 году. 

«Масштабы и скорость снижения численности дубровника беспрецедентны среди птиц с таким большим ареалом, - утверждает немецкий эксперт по птицам Йоханес Камп, - и этим напоминают историю странствующего голубя, который исчез в 1914 году из-за промышленной охоты». 

Под угрозой и другие виды птиц. Добровольные защитники птиц в 2016 году заблокировали переправку партии из более ста тысяч птиц из провинции Гуанси, большинство из них – рыжие овсянки, которых продают под видом дубровников, предварительно ощипав.  

Авторитетный специалист по охране природы в BirdLife International Симба Чан утверждает, что в последние два-три десятилетия спад наблюдается у всех видов овсянок. «Если бы мы располагали более совершенной системой мониторинга небольших популяций мигрирующих птиц, то оказалось бы, что занести в Красный список МСОП нужно еще больше видов». 

Гонконгское общество любителей птиц запустило рекламную кампанию, чтобы овсянки исчезли из меню китайских ресторанов. 

Даже на озере Поянг, объявленном национальным природным заповедником, которое в Азии служит одним из самых важных мест остановки перелетных птиц, в том числе для очень редких видов журавлей, на пике миграции, по-прежнему, повсеместно устанавливают сети. Более того, для ловли крупных птиц – журавлей и лебедей, там используют еще и ядовитую приманку, и подводные электрошоковые стержни, и стробоскопическое освещение, которое ослепляет птиц во время ночного отдыха и облегчает их поимку. 

Пакет с пестицидом-250.jpgКорреспонденты агентства Рейтер сами видели разбросанные по илистым берегам этого озера пакеты из-под ядовитого для птиц пестицида карбофурана, рядом с отпечатками лап крупных водоплавающих. Этот порошок подмешивают к с кукурузе, и опьяневших от него птиц подкарауливают браконьеры. Пойманным птицам вводят антидот и переправляют на так называемые «племенные фермы», где их кормят зерном с добавлением химикатов, пока не сбудут клиентам. Такие «племенные фермы» широко распространены по всему Китаю и действуют открыто, маскируясь под легальные фермы с лицензиями. 

На одном из таких предприятий в г. Гуйси в провинции Аньхой в восточном Китае в небольших клетках из проволочной сетки, кирпича и бетона были обнаружены тысячи водоплавающих и околоводных птиц: лысух, серых цапель, нырков и крякв. Владелец фермы утверждал, что все его птицы были выведены в неволе. В качестве доказательства, он демонстрировал инкубаторы с яйцами цапель, из некоторых уже начали выклевываться птенцы. Местный чиновник подтвердил, что документы на этой ферме в порядке, что это хороший пример инновационного сельского предприятия, и оно заслуживает поощрения. Но некоторые эксперты все же сомневаются, что эти виды, включая цапель, которые обычно гнездятся на деревьях, реально разводить таким способом и в таких количествах. Без пополнения яйцами, взятыми из природы, это вряд ли удастся. 

Нырки на ферме-250.jpgМногие торговцы открыто представлены в онлайн-группах на китайском сервисе электронной торговли Таобао. Недавно на таком сервисе предложили партию пойманных гусей, в том числе сухоносов, со скидкой для заказов более 400 птиц. «Серые гуси из первого поколения (то есть дикие птицы) – они дороже» - сообщил продавец, и запросил цену 530 юаней (83 доллара США) за каждого. 

Трудности охраны природы 

Некоторые государственные чиновники администрации лесного хозяйства согласны с важностью борьбы с браконьерством в регионах, где сельские жители пытаются увеличить свои низкие доходы за счет ловли птиц сетями, которые почти ничего не стоят на Таобао. 

«Птицы, конечно, являются основным природным ресурсом в нашей стране. Мы, лесная полиция, будем прилагать все усилия для защиты диких животных», - сказал в интервью обозревателю Рейтер командир дивизии округа Зоньян в провинции Аньхой Ху Цзяньли. «Мы надеемся, что сможем увеличить ряды лесной полиции, но это не всегда зависит от нас. В нашем округе Зунъян более 100 000 акров леса и всего восемь лесных полицейских». 

 Несмотря на сложности, некоторые улучшения обнадеживают. В Государственной администрации лесного хозяйства работают горячие линии для сообщения о криминальных инцидентах, и стали реагировать оперативнее, чем прежде. В некоторых районах, таких как полуостров Лайчжоу в провинции Гуандун недалеко от Чжаньцзяна, браконьерство значительно уменьшилось благодаря личному вмешательству высокопоставленных местных чиновников. 

26-летний Юэ Хуа, который, закончив университет, отказался от карьеры фармацевта чтобы полностью перейти в «зеленые» наблюдатели, говорит, что постепенно растет вовлеченность молодежи. Он считает, что эта тенденция будет усиливаться, несмотря на своеобразие китайского капитализма и подозрительность властей к самоорганизующимся группам, даже экологическим. «Я принял решение за это взяться, когда увидел, что стало с окружающей средой моего родного города, Ганьчжоу, после добычи полезных ископаемых», - сказал Юэ. Он также постоянно пишет блоги о проблемах охраны природы и дикой природе. «Я присоединился к экологическому сообществу в колледже и познакомился со многими людьми, которые отдают свое время защите окружающей среды и общественного благосостояния. Я надеюсь, что человек и природа смогут сосуществовать гармонично. Это моя мечта». 

 Источник: https://www.reuters.com/article/us-environment-china-poaching/flying-squad-with-drones-and-machetes-chinas-green-vigilantes-combat-bird-poachers-idUSKBN1JP009

Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение