РОСИП - добровольное некоммерческое общественное объединение, созданное для совместной деятельности по защите и изучению птиц РФ.
Друг птиц из Раджастана
Ратанлал Малу
40 лет назад дядя Ратанлала потребовал, чтобы тот вернулся из Ориссы, где работал, назад в Раджастан, чтобы помогать матери, которой в то время перевалило за 100 лет. Тогда Ратанлал не мог и подумать, что это решение перевернет и его жизнь, и жизнь тысяч журавлей.
Поскольку в деревне Ратанлалу было особо нечего делать, его дядя приспособил его кормить на задворках деревни разных прилетавших туда птиц - воробьев, голубей и павлинов.
Ратанлал и его молодая жена Сундарбаи были рады этому: они были джайны и верили, что давать милостыню и кормить животных их прямая обязанность. Ратанлал выносил за деревню большой мешок зерна, а его жена наполняла зерном кормушки и рассыпала его на подкормочной площадке.
Поначалу, в первые пару месяцев, только обычные посетители приходили на кормушку: белки, воробьи, голуби, изредка павлины. Но потом в сентябре Ратанлал увидел на площадке дюжину невиданных крупных черно-белых птиц. Деревенские объяснили ему, что это журавли-красавки, на раджастани "курджа", и что они прилетают сюда на зиму.
Это была любовь с первого взгляда. Ратанлал стал постоянно наблюдать их и с радостью заметил, что их количество увеличивается. К ноябрю их было уже 80. Но в феврале, к его ужасу, птицы вдруг в одну ночь исчезли.
Пришлось ему ждать год до их возвращения. И когда они вернулись, их было уже около 150. Словно бы они распространили весть через Монголию и Евразию, что их ждет пиршество здесь, у раджастанской деревушки, поставляемое этим добрым человеком, Ратанлалом.
Каждый год их количество возрастало. За 40 лет неустанной заботы и охраны количество прилетающих журавлей в прошлом году достигло 15000.
Трудны были первые дни Ратанлала, но когда журавлей стало больше, ему стало еще труднее. Сначала журавлей стали атаковать деревенские собаки. Они убивали и ранили птиц. Тогда Ратанлал обратился к деревенскому совету старейшин с просьбой выделить ему участок земли, и попросил богатых людей помочь с установкой ограждения. Эту загородку он назвал Домом Еды для журавлей.
Потом он построил хранилище для зерна, наполнять которое ему помогали торговцы-джайны, поддерживавшие его инициативу. Он даже смог построить домик для раненых птиц, которых выхаживал и выпускал.
Сколько уходило корма на это предприятие? Ратанлал подсчитал, что, если поначалу ему хватало нескольких килограммов зерна, то теперь журавлям требуется невероятное количество - 100 тысяч килограммов зерна ежегодно. В пиковый сезон с ноября по февраль сюда прибывают около 12 000 журавлей-красавок. Вдумайтесь в цифры. Тысяча журавлей нуждается в 100 килограммах зерна в сутки. На 12 000 журавлей это 1200 кг. На месяц это 36000 кг. На 4 месяца выходит более 140 тыс. кг. При стоимости зерна 60 рупий за кг (ок.50 руб.), всего выходит 8 500 000 рупий в год! Эти деньги для Ратанлала и его журавлей ежегодно собирает джайнская община со всего мира. Это молчаливое признание его бескорыстного служения в течение 40 лет.
Эта деревня, называемая Кичан, получила статус всемирной ценности от всемирного фонда охраны журавлей. Тысячи индийцев и иностранцев приезжают сюда, чтобы увидеть эти тысячи журавлей-красавок, кормящихся прямо посреди людского поселения.
Есть очень важное экологическое следствие этого доброго дела. Поскольку журавли получают корм в Доме Еды для Журавлей, они не летят разорять деревенские поля, и, таким образом, не возникает столь опасных для животных конфликтов "люди-птицы". Наоборот, происходит формирование дружественного отношения людей к журавлям и способствует сохранению последних.
Поначалу журавли прилетают на засоленные земли в 25 км от деревни. На рассвете они перелетают к песчаным дюнам и высматривают Дом Еды. Когда на дюнах их собирается несколько тысяч, они медленно двигаются к ограде и терпеливо ждут около часа. В это время штук 30 журавлей окружают ограду и убеждаются, что опасности не видно. Тогда вожак этой группы приземляется внутри, и что начинается! Словно хлынув с раскрывшихся небес, волна за волной сотни журавлей начинают садиться на площадке. Сначала те, что ближе к ограде, затем следующие. Дисциплина у них поразительная. Хотя каждый день там держится по 4-6 тысяч птиц, на площадку разом не садится более 500 птиц. Только когда они покидают ограду, следующая группа может там сесть.
После еды журавли летят на два близлежащих озера. Там они танцуют, пьют воду и глотают гальку, помогающую переваривать зерно.
Вечером они улетают ночевать обратно на соленые пустоши вдали от деревни.
К сожалению, в 2011 г. Ратанлал ушел на небеса, словно вслед за своими птицами. Кто-то другой теперь ухаживает за ними и принимает туристов...
Перевод — Татьяны Петровой