Е.Д. Краснова. Символ Даурии и Забайкалья: даурский журавль

Е.Д. Краснова. Символ Даурии и Забайкалья: даурский журавль


Едва забрезжит рассвет, как тростниковые плавни на степных озерах оживают: певчие птицы — камышевки, сверчки, пеночки, перебивая друг друга, радостным хором приветствуют восходящее солнце. Но вот вступает новый инструмент, громкий и торжественный, кульминация утренней симфонии – трубный дуэт даурских журавлей. Это песнь любви, приветствие новому дню и всему населению Даурии от царственной семьи птицы-символа Забайкальского края и Даурского заповедника.

Даурский журавль – один из самых редких журавлей, занесенный в международную Красную книгу. Во всем мире их насчитывается менее 5,5-6,5 тысяч. Область гнездования этого вида в общих чертах совпадает с исторической областью Даурия, получившей название по народности дауры, которые населяли Забайкалье и западную часть Приамурья до середины XVII века. Эта область находится на стыке трех государств: России, Китая и Монголии. В нашу страну заходит лишь самый северный и самый восточный края ареала. У нас этих птиц можно встретить в Забайкалье, в долине реки Амур и на озере Ханка. Их охраняют в Даурском, Хинганском и Ханкайском и заповедниках, в нескольких заказниках – Журавлином, Ганукан, Амурском, Журавлином, и в Муравьевском парке устойчивого землепользования в Приморском крае. В общей сложности в России гнездится около ста пар даурских журавлей, а вместе с молодыми птицами, и теми, которые по разным причинам не размножаются, их насчитывается 500-600. 10% мирового поголовья – это не так уж мало, и очень большая ответственность для страны.

Даурский журавль на эмблеме заповедника.jpgДаурский заповедник и даурский журавль не просто тезки. Русское название журавлю дал его первооткрыватель Питер Симон Паллас — один из первых исследователей природы Забайкалья, который в 1772 году в окрестностях Торейских озер обнаружил множество новых, прежде неизвестных видов животных и растений. Самой богатой оказалась северная часть озера Барун-Торей, которое, ввиду случившейся тогда засухи, пересохло и от него осталась лишь илистая пустошь с немногочисленными мелкими лужами в местах выхода ключей. На этих остатках водоема сконцентрировалось множество водно-болотных птиц, «а особливо журавлей там великое множество» — писал П.С.Паллас. Одной из «новых птиц, которые нигде инде не виданы» оказался даурский журавль. Научное описание этого вида было опубликовано им в 1811 году.

Кстати: Экземпляр из коллекции Палласа был добыт в окрестностях г. Нерчинска; это означает, что северная граница ареала даурских журавлей два века назад была на 140 км дальше, чем сейчас.

Даурского журавля легко опознать по необычной окраске: по всей длине шеи ото лба до спины у него идет широкая белая полоса, и вторая, короткая – от подбородка по внутренней стороне шеи. Белые полосы эффектно контрастируют с темно-серыми продольными полосами по бокам шеи. Еще одна особенность – розоватые ноги, тогда как у остальных видов журавлей, кроме белого журавля стерха, они темные. «Очки» из красных участков кожи вокруг глаз и на лбу придают лицу даурского журавля особую выразительность и делают его еще более нарядным. Относительно других видов журавлей даурский среднего размера, рост этих птиц около 130 см, а в состоянии возбуждения они вытягиваются до 190 см. Самцы и самки практически неотличимы, а молодых птиц можно узнать по рыжей окраске головы и шеи.


Придет с зимовки в Муравьевку.jpg

В первой половине апреля, когда водоемы еще покрыты льдом, а среднесуточная температура не превышает 0°С, даурские журавли прилетают в заповедник и оглашают своими криками округу. Для гнездования они выбирают тростниковые заросли, кочкарниковые травянистые болота и заболоченные луга, пересеченные лентами лиственных лесов. Само гнездо для безопасности устроено посреди воды. Основанием служит кочка, на которую птицы накладывают сухую траву до тех пор, пока над поверхностью не образуется высокая платформа около 1 м в диаметре с ямкой посередине. Если сохранилось прошлогоднее гнездо – птицы предпочтут надстроить его, нежели соорудить новое. Траву журавли собирают около самого гнезда, из-за чего вокруг него образуется несколько метров открытой воды. Вода защищает кладку от наземных хищников, кроме того, в сырых местах всегда много пищи. Даурские журавли большую часть года питаются растительными кормами - корневищами и побегами водных растений, а также зерном, оставшимся на полях после уборки урожая, но в гнездовое время они переходят на животную пищу - личинок насекомых и улиток, которые служат птенцам источником белка, необходимого для быстрого роста.

В засушливые годы журавлям приходится туго, а случается это часто - в дальневосточных степях сухие и сырые периоды чередуются с периодом около 30 лет. Когда наступает засуха, многие степные водоемы высыхают, и журавли лишаются гнездовий. Даже тем, кому повезло оказаться в немногих обводненных местах, приходится несладко, поскольку туда же пастухи перегоняют стада. Их можно понять: когда степная трава выгорает, подсохшие болота – единственное место, где можно выпасать скот. В результате гнезда гибнут под копытами, кладки разоряют собаки, да и взрослые журавли, не выдержав беспокойства, покидают гнездовья, сбиваются в стаи и кочуют по полям. Некоторые из них перемещаются в Монголию, к топким непроходимым болотам в бассейне реки Онон, которая питается горными снеговыми водами и почти не зависит от количества осадков. В такие годы поселения даурских журавлей там достигают невиданной плотности – по одной паре на каждом квадратном километре. В благоприятные годы журавли избегают скученности и широко расселяются по плавням и кочкарникам.

Пара журавлей.jpg

Выбрав территорию, супружеская пара начинает готовиться к размножению. В это время они совершают ритуальные танцы: подпрыгивают друг перед другом, кланяются, хлопают крыльями, подбрасывают сорванную траву. И вместе поют. Журавлиный дуэт состоит из чередования трубных возгласов самца и самки; самец издает один крик и следом, не дождавшись, когда он затихнет, более высоким голосом дважды кричит партнерша. По слаженности дуэта можно судить о гармонии в семье. Опытные, давно сформировавшиеся пары исполняют его подолгу, без сбоев, и может показаться, что кричит одна птица. При исполнении дуэта птицы стоят, отвернувшись друг от друга, запрокинув головы назад: самец – почти к самой спине, с поднятыми крыльями, самка – с вертикально поднятой головой и клювом.

Когда в гнезде появляются яйца, песни звучат реже, и журавли ведут себя скрытно. Обычно даурские журавли откладывают по два яйца, это происходит в середине апреля – начале мая. Яйца у журавлей крупные: около 9,5 см в длину и 5,5 см в поперечнике. Месяц родители по очереди насиживают кладку. Если птенцы вылупляются одновременно, то оба уходят с родителями, а если одно яйцо отстает в развитии – его оставляют. Но даже если родилось двое, уже через месяц семьи с двумя птенцами становятся редкостью. Птенцовая смертность составляет до 60%. 

Даурский журавль в Окском запов.jpg

Однако эту проблему можно обратить журавлям на пользу. Орнитологи считают, что, если одно из яиц забрать, ущерба природной популяции не будет, зато его можно инкубировать искусственно, вырастить птенцов в неволе и по достижении взрослых размеров выпустить к стае. То же самое можно делать с птенцами, которые появляются на свет в зоопарках и питомниках. Для этой цели даурских журавлей разводят в Московском зоопарке, журавлином питомнике Окского заповедника и на Станции реинтродукции редких видов птиц другого дальневосточного заповедника — Хинганского; первые птицы искусственного разведения уже живут среди их вольных собратьев. Вылупившиеся птенцы через три дня покидают гнездо и всюду следуют за родителями. Они способны бегать и сами добывают себе корм. По особому сигналу взрослой птицы малыши затаиваются. Способность к полету журавлята приобретают в возрасте 70-75 дней, после чего семья покидает болото и вылетает на поля.

Даурские журавли в степи-250.jpg

Врагов у взрослых даурских журавлей в природе нет, большинству хищников они могут дать серьезный отпор. Сотрудники питомников и зоопарков хорошо знают, как выглядит осерчавший журавль: он особым образом изгибает шею, прижимает к ней подбородок, и ходит, опустив клюв долу. Ничего хорошего это не обещает: птица сильная, и до поединка дело лучше не доводить. Знают об этом и их природные соседи. 

Но у этих журавлей есть другой враг – безжалостные и неукротимые пожары, которые каждый год полыхают на Дальнем Востоке и выжигают обширные степные территории. 

Подар в Хинганском заповеднике 2018.jpg

Причиной пожаров почти всегда оказываются люди, и не только по небрежности – кто-то не потушил окурок, кто-то не до конца загасил костер – но и по преступной традиции пускать травяные палы. В бескрайней степи с сухой травой и не знающими преград ветрами остановить пожар невозможно; он распространяется так быстро, что от него не убежишь и не ускачешь на лошади. Степные пожары – одно из главных бедствий дальневосточных заповедников, они пожирают на своем пути все: кладки, птенцов, зверей, насекомых, сгорают дома, случаются и человеческие жертвы. Без потомства остается каждая третья журавлиная семья. Единственный способ сберечь заповедные территории и птичье потомство – заранее, под контролем, выжечь траву вокруг самых ценных участков. Работа эта трудная, опасная и требует особого умения.

Засухи, пожары, вкупе с браконьерством приводят к тому, что численность даурских журавлей на гнездовье неуклонно снижается, и ее не удается стабилизировать даже в Даурском заповеднике. В благоприятные годы конца XX века в дельте Улдзы и в пойме реки Ималки гнездилось до 15 пар, а в середине 2000-х годов из-за многолетних засух все журавли покинули гнездовья. Увидеть даурских журавлей проще со второй половины августа и в сентябре, когда они собираются в стаи и кочуют по полям. Торейские озера с давних пор служат местом сбора журавлей из забайкальской части ареала перед отлетом на зимовку, в годы с благоприятным климатом здесь собирается до сотни птиц и даже больше.

Изуми.jpg

В конце сентября – начале октября, с прощальным курлыканьем покружив над российскими полями, даурские журавли отправляются на юг. Во время перелета они нередко присоединяются к черным журавлям, летящим с севера, из таежной зоны. Из разных частей ареала журавли летят на разные зимовки. Из забайкальской части ареала, в том числе из Даурского заповедника, птицы летят к низовьям реки Янцзы с остановкой в устье реки Хуанхэ. Из восточной части ареала — Амурской обл., Хабаровского и Приморского краев — журавли следуют другим путем: через Корейский полуостров в демилитаризованную зону между Северной и Южной Кореей, где, в силу политических причин, сложились условия, подобные заповедным, там часть птиц остается на зиму, а большинство летит дальше в Японию. Расстояние в 2,5 тыс. км птицы преодолевают не одним броском, а по частям, останавливаясь для отдыха и откорма в местах, облюбованных исстари, поэтому весь путь у них может занимать около месяца. Тем, кто летит в Японию, повезло: в этой стране к журавлям относятся уважительно и организуют подкормку рассыпанным рисом. На острове Кюсю недалеко от г. Идзуми, где журавлей подкармливают более 30 лет, численность даурских журавлей выросла настолько, что стали опасаться за перенаселенность и возникновение очага инфекционных болезней. Чтобы снизить такую опасность, решено рассредоточить журавлиное скопление, добавив новые станции подкормки. Даурцам, зимующим в Китае, повезло меньше: там журавлей не только не снабжают провизией, но и осушают их болота. Серьезный урон нанесло строительство на реке Янцзы гигантской гидроэлектростанции «Три ущелья», которая превратила реку в каскад водохранилищ, затопивших луга и низины в ее долине. Большое беспокойство вызывает миграционное скопление на границе Северной и Южной Кореи. Любые изменения в демилитаризованной зоне, будь то обострение отношений между этими странами и военные действия, или объединение двух государств с последующим освоением демилитаризованной зоны – оба варианта приведут к исчезновению скопления. В исторической ретроспективе самый большой урон поголовью даурских журавлей нанесли войны – события дальневосточного фронта Второй мировой войны и Корейской войны 1950-1953 годов, которые разворачивались в местах обитания этих ни в чем не повинных птиц. 

Чтобы сохранить этот вид для потомков, все шесть стран, от которых зависит его судьба – Россия, Монголия, Китай, Северная Корея, Южная Корея и Япония – должны объединить усилия и выработать единую стратегию. И каждый на своей территории должен делать все возможное, чтобы этим красивым птицам жилось в степях привольно.

Эмблема Забайкальского края.jpgДаурский журавль внесен в Красную книгу России как находящийся под угрозой исчезновения, в международную Красную книгу и Красные книги всех областей и краев, где он обитает. 

В 2011 г. при выборе официальной эмблемы Забайкальского края большинство проголосовало за стилизованное изображение даурского журавля.

Е.Д. Краснова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Биологчиеского факультета МГУ, член РОСИП

Краткая характеристика

Класс: Птицы

Отряд: Журавлеобразные

Семейство: Журавлиные

Род: Журавль

Вид: Даурский журавль (Grus vipio).

Размер: длина тела 112–125 см, рост – около 130 см, размах крыльев около 2 м.

Вес: 5-6,5 кг.

Внешний вид: крупная птица с длинными ногами и длинной шеей.

Окраска: основной тон темно-серый, крылья немного светлее и с серебристым оттенком. От головы к спине по шее спускается широкая белая полоса и вторая полоса, более короткая, идет вниз от подбородка. Ноги розовые, вокруг глаз участки голой кожи красного цвета.

Размножение. Гнездятся на кочках посреди болот и сырых лугов. Гнездо представляет собой кучу сухой травы посреди воды; диаметр около 1 м. В кладке 2 яйца. Насиживание длится 30 дней, в нем участвуют оба родителя. Через трое суток после вылупления птенцы покидают гнездо и сами добывают корм. Вырастает, как правило, только один птенец. Начинают летать в возрасте 70-75 дней.

Продолжительность жизни в неволе – до 45 лет.

 




Скопируйте в буфер обмена адрес ссылки на это сообщение